Закуска украла градус
Продажи продуктов питания растут быстрее алкогольных
Расширение ассортимента и рост интереса к новым брендам способствуют активному спросу на продукты питания. По данным NielsenIQ, с января по сентябрь продовольствие стало лидером по росту натуральных продаж среди товаров повседневного спроса, а алкоголь впервые за семь лет опустился на второе место в основном из-за более слабого спроса на пиво и водку. Производители последней, впрочем, ожидают роста спроса за счет отказа части потребителей от подорожавших импортных спиртных напитков.
Алкогольные напитки впервые за семь лет уступили лидерство по динамике натуральных продаж среди товаров повседневного спроса (FMCG), сказано в исследовании NielsenIQ. По данным национального ритейл-аудита, с января по сентябрь 2023 года первое место по темпам роста с 3,8% год к году заняли продукты питания, а алкоголь опустился на второе место с приростом в 3,3%. На всем FMCG-рынке, в который NielsenIQ также включает табак и непродовольственные товары, продажи в штуках увеличились на 2,3% год к году.
Как отмечают в NielsenIQ, в последний раз похожая ситуация наблюдалась в 2016 году, когда продажи продуктов питания восстанавливались после кризиса 2014–2015 годов. Текущий тренд директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова объясняет в том числе ростом спроса в условиях относительно низкой инфляции на продукты. По данным Росстата, с октября 2022 года по октябрь 2023 года продукты питания подорожали на 6%. Как указывает госпожа Насынова, ассортимент продовольственных категорий в 2023 году расширился после сужения в 2022 году, покупатели более уверенно тратили средства на новинки и премиальные бренды.
По данным NielsenIQ, новые бренды в этом году активно запускались в категории кондитерских изделий, прохладительных напитков, чая и кофе.
В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток»), «Магните», «Ленте», Auchan и Metro комментарии не предоставили.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов говорит, что доходы населения растут с октября 2022 года, но примерно до этого лета потребители выбирали в основном сберегательную модель поведения. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что переключению на новые импортные или локальные бренды может способствовать сокращение инвестиций на маркетинг глобальных производителей.
Кроме того, указывает эксперт, часть потребителей могут увеличивать траты на FMCG в связи с экономией на товарах длительного пользования, которые больше подвержены росту цен из-за девальвации рубля.
На алкогольном рынке, указывают в NielsenIQ, темпы роста спроса замедляются. Прежде всего это касается пива и водки, занимающих свыше 90% натуральных продаж всего спиртного. По данным NielsenIQ, продажи пива в объеме за девять месяцев 2023 года выросли на 0,5% год к году, водки — сократились на 1%. Годом ранее спрос на эти категории рос на 0,8% и 3,1% год к году соответственно.
Совладелец дистрибутора SWAM Group и пивоварни Gletcher Игорь Хавский отмечает, что пивной рынок давно находится в стагнации, потребление напитка на душу население снижается, а компании расширяют портфель за счет, например, энергетических напитков. Президент AB InBev Efes (Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, «Клинское» и др.) Ораз Дурдыев говорит, что на восстановление рынка можно надеяться при отсутствии дополнительного административного давления на бизнес и новых геополитических рисков.
В ГК «Руст» («Русский стандарт», «Зеленая марка») указывают, что на динамике рынка водки сказывается высокая база 2022 года с взрывным ростом продаж, а на горизонте последних трех-пяти лет замедления спроса нет. Коммерческий директор ГК «Татспиртпром» (Tundra, «Русская валюта») Юрий Карякин указывает, что в 2022 году потребление крепкого спиртного выросло на рекордные 6% и в этом году отгрузки в сегменте у компании растут. У Алкогольной сибирской группы (АСГ; «Пять озер», «Белая березка») общие розничные продажи водки выросли, а снижение затронуло только экономсегмент. Как считают в АСГ, в будущем спрос на водку поддержат стремление потребителей к экономии на другие виды алкоголя, а также смещение спроса от подорожавшего виски, ввезенного по параллельному импорту.