Ученье — труд

Редактор приложения «Корпоративные университеты» Анастасия Мануйлова — о тенденциях развития отрасли образования для профессионалов

В начале 2022 года, когда многие российские компании столкнулись со сложностями, вызванными введением санкций, разрывом логистических цепочек и остановкой многих проектов, эксперты говорили, что первым, на чем они будут экономить средства, станут корпоративные инвестиции в развитие человеческого капитала. То есть на программах корпоративного образования, поскольку именно они первыми шли под нож в предыдущие кризисные периоды.

Редактор приложения «Корпоративные университеты» Анастасия Мануйлова

Фото: Алексей Назаров, Коммерсантъ

Как показывают результаты исследования «Корпоративные университеты-2023», которое в этом году второй раз провела Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, в 2022–2023 годах российские компании не только не снизили расходы на обучение своих сотрудников, но, наоборот, нарастили их. Этот прирост, правда, мало изменил их долю в фонде оплаты труда (в 2022 году — 1,19%, в 2023-м — 1,2%), однако свидетельствует о готовности бизнеса, несмотря на кризис, продолжать инвестировать в развитие компетенций своих работников.

В чем же причина такого нестандартного поведения компаний? В характеристиках российского рынка труда.

В сентябре этого года, по данным Росстата, показатель безработицы по МОТ сохранился на уровне 3%, что является историческим минимумом для российской действительности. Компаниям не хватает как линейных специалистов, так и руководителей, о чем заявляет не только сам бизнес, но и различные эксперты сферы труда. При этом далеко не все работодатели готовы сильно увеличивать свои зарплатные предложения — повышения предлагают исключительно редким специалистам, а чтобы привлечь основную массу соискателей, бизнес стремится вкладывать средства в свой бренд работодателя.

Частью этого бренда выступает и корпоративный университет, кроме того, есть определенные наборы компетенций, которые невозможно купить на рынке ни за какие деньги: людей просто нет. В этом случае работодатели ставят себе задачу доучить имеющихся специалистов, понимая, что иного пути нет.

Отрасль корпоративных университетов благодаря этому за последние год-полтора расширилась настолько, что теперь о дефиците кадров заговорили уже сами образовательные учреждения. По данным исследования Высшей школы бизнеса, сейчас до трети сотрудников в штате таких организаций до этого работали у их конкурентов по отрасли, следовательно, компании уже начинают бороться за методистов, преподавателей и тренеров. Ряд крупных промышленных холдингов уже говорит о том, что не знает, где брать людей, которые необходимы для решения проблемы нехватки рук на основном производстве. Ситуацию осложняет и то, что у преподавателей корпоративных университетов нет образовательных и профессиональных стандартов, нет учебных программ, которые бы помогали готовить таких специалистов.

Как бизнес будет выходить из этой ситуации — пока не ясно. Возможно, помогут коллаборации с государственной системой образования, возможно — компаний друг с другом. Но тот факт, что из ситуации двойного дефицита необходимо выходить, бесспорен.

Вся лента