Все дело в людях
Как промышленные гиганты становятся человекоцентричными
«Русал», как и многие другие компании, инвестирует в обучение сотрудников. Однако, в отличие от большинства конкурентов, он начинает заниматься подготовкой кадров с фокусом на потенциальных кандидатах задолго до их трудоустройства. Компания считает необходимым начинать профориентацию детей и молодежи еще до того, как прозвучит их последний школьный звонок.
Собственная бизнес-система уже стала неотъемлемой частью корпоративной культуры «Русала». Ее подходы, принципы и методы позволяют не только организовать эффективное производство, но и оптимизировать все бизнес-процессы: от логистики до взаимодействия с партнерами, клиентами и поставщиками. А теперь еще и системы подготовки кадров.
Так, Корпоративный университет «Русала» отвечает за формирование и развитие кадрового резерва, сотрудничает с детскими садами, школами, ссузами и вузами. Такой подход нацелен на долгосрочный результат образовательных проектов. Он становится драйвером развития городов присутствия компании и металлургической отрасли в целом, обновляет образовательные программы учебных заведений, стимулирует интерес молодежи к инженерным специальностям и науке в целом.
Промышленности нужны качественные инженерные кадры
Согласно опросам Института Гайдара, дефицит кадров в России на начало третьего квартала 2023 года испытывали 42% компаний. Как отмечает первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Сипягин, кадровый голод — это самый большой риск для развития экономики страны. По его словам, в числе причин происходящего демографическая яма 1990-х годов и слабая система подготовки профессиональных кадров.
При этом, как указывает замдекана факультета отраслевых рынков Финансового университета при правительстве РФ профессор Иван Петров, «обычно промышленные компании ориентированы на выращивание кадров изнутри: за счет развития талантливых сотрудников в системе корпоративных университетов». Глубокое понимание производственных и корпоративных процессов определяет их конкурентные преимущества перед большинством внешних кандидатов. И, подтверждает Владимир Сипягин, описанная политика промышленных предприятий — «абсолютно верное решение». Но достаточное ли в сегодняшних реалиях?
Растущая скорость инноваций, постоянно меняющиеся экономические условия, необходимость разработки новых бизнес-моделей и инфраструктуры привели к тому, что компании зачастую не располагают временем для подготовки кадров с опорой на внутренний резерв. Ситуация осложняется и тем, что сотрудник даже самой базовой специальности должен уметь работать на сложном современном оборудовании, а значит, его должны этому научить в техникуме или колледже.
В свете сказанного привлекает внимание подход к взаимодействию с кадрами (потенциальными и собственными) алюминиевого гиганта — компании «Русал». В его фокусе не только развитие человеческого потенциала, но и профориентация на инженерные специальности детей и молодежи. И тут нельзя не вспомнить приверженность к точным наукам основателя компании. Олег Дерипаска окончил физический факультет МГУ и заложил основы большинства практик, которые мы рассмотрим далее.
Лидеры нового времени
Одним из ключевых вызовов для «Русала» стало создание устойчивой системы обеспечения бизнеса руководителями «нового времени», которые способны реализовывать стратегические проекты и брать на себя ответственность за бизнес-результаты в условиях высокой неопределенности.
Руководящие должности в «Русале» всегда занимали не теоретики, а практики, обладающие глубоким пониманием производственных процессов компании. «Русал» по инициативе основателя — Олега Дерипаски — стал одной из первых промышленных и перерабатывающих компаний России, которая внедрила концепцию Toyota (Toyota Production System — TPS) не только на производстве, но и для большинства бизнес-процессов. Принципу TPS отвечает и новая программа подготовки кадрового резерва компании «Лидеры нового времени».
«Традиционно мы делаем ставку на выращивание собственных кадров, что оправданно масштабом производства и его технологической и управленческой сложностью. Поэтому у нас большинство управляющих директоров на предприятиях — это выходцы из заводских рабочих. Современные образовательные инструменты и программы позволяют в сравнительно короткие сроки подготовить квалифицированных специалистов. Однако любой компании необходимо свежее дыхание — это касается и молодого поколения, и квалифицированных кадров»,— отмечает заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Русал» Наталья Альбрехт.
Сегодня в лидерской программе порядка 200 участников, которые не просто вовлечены в 45 крупных проектов «Русала», а выполняют в них ключевые роли. При этом обучение будущих лидеров актуальным профессиональным и лидерским компетенциям проходит в рамках пяти тематических модулей: «Лидер стратегических проектов», «Лидер-коммуникатор», «Руководитель как лидер», «Лидер бизнеса», «Цифровые компетенции лидера». Состав и наполнение каждого из модулей — это результат оценки компетенций непосредственных ее участников и их потребностей, а также диалога с бизнес-заказчиками и анализа лучших практик бизнес-образования.
Полученные знания участники программы отрабатывают при решении реальных задач в рамках отобранных 45 проектов и в тесной связи с производством. Именно глубокое понимание принципов TPS, а также инструментарий ТРИЗ позволяют подбирать решения к комплексным проблемам, которые кажутся буквально неразрешимыми в силу противоречий между разными вводными и/или ограничениями. Знание принципов бизнес-системы и инструментария ТРИЗ являются обязательными, без которых невозможна карьера руководителя в «Русале».
При этом будущие лидеры получают поддержку наставников, регулярную обратную связь от топ-менеджмента компании и кураторов от бизнеса — директоров дивизионов и руководителей функциональных дирекций. Как признаются участники программы, внимание и общение с топ-руководителями для них само по себе является непростым испытанием. Однако результат того стоит — понимание производственных и бизнес-процессов, осознанность принимаемых решений растут с каждым таким диалогом.
«Русал» — это международная компания, поэтому в программе особое внимание уделяется изучению иностранных языков: английского, китайского или французского. Кроме того, в межмодульный период будущие лидеры посещают лекции и мастерские, развивающие кругозор и широту мышления, например по трендам, футурологии, устойчивому развитию, культуре и психологии и т. д.
Результатом станет команда высокоэффективных лидеров «нового времени» в условиях турбулентных изменений среды. Лидеров, способных видеть возможности и потенциал для роста бизнеса, эффективности и производительности труда, а также находить решения, которые будут максимально учитывать особенности ресурсов бизнес-системы «Русала».
«Универ» как окно в будущее
Кадры для металлургической и горнодобывающей отрасли в России готовят в нескольких профильных вузах, на инженерно-технических факультетах и в ссузах по всей стране. Однако инженерные профессии не самые востребованные в современных реалиях. Новое поколение, согласно опросу ВЦИОМа, считает их малооплачиваемыми, устаревшими и невостребованными.
Поэтому ситуация дефицита кадров для «Русала» приобретает особое звучание. Он вынужден заинтересовывать детей и подростков не только работой, но в принципе техническими специальностями и профессиями. Подобная стратегия выглядит оправданной. Так, по словам Ивана Петрова, начинать работу с будущими кадрами надо как можно раньше — по ряду инженерных специальностей студенты оказываются «разобраны работодателями» уже к концу второго курса института или колледжа.
Для коммуникации с новым поколением «Русал» запустил карьерно развивающий портал «Универ». Здесь на понятном для молодежи языке компания рассказывает о себе, вовлекает школьников и студентов в профориентационные программы и инициативы.
Так, «Универ» может помочь с выбором будущей профессиональной траектории. На платформе школьники, студенты, молодые и даже опытные специалисты могут пройти профориентационный тест, разработанный учеными из МГУ, получить карьерную консультацию у HR-специалистов. Такие курсы, как «Лайфхаки личной эффективности», «Самомотивация», «Как пройти собеседование», научат проявлять инициативу, выражать мнение, брать на себя ответственность.
Уникальной стала инициатива компании в партнерстве с профильными вузами — Всероссийская олимпиада школьников «13-й элемент. Alхимия будущего» для учеников восьмых-десятых классов по физике, математике, информатике и химии. Победители конкурса кроме ценных подарков и призов получают дополнительные баллы при поступлении в вузы.
Для школьников также созданы «РУСАЛ-классы» и Карьерный цех «Русала». Первые — это дистанционная программа подготовки к ОГЭ и ЕГЭ от ведущих экспертов и сотрудников университетов. Обучение проходит в формате онлайн-курсов по математике, физике, химии. На популяризацию точных наук ориентирован РУСАЛ фестиваль#НАУКА, который проводится ежегодно в 13 городах ответственности компании.
Получать полезные навыки и опыт, общаться с наставниками, записаться на стажировку или откликнуться на вакансию можно и на портале, и в группе «Универа» в VK.
Кадры будущего для современной промышленности
Как уже было отмечено, больше всего промышленные предприятия испытывают нехватку в квалифицированных инженерных кадрах. Так, по официальным данным, работают по специальности не более 60%. При этом образовательные программы средних специальных и высших учебных заведений не соответствуют текущим потребностям самих предприятий. Особенно это касается практических навыков выпускников.
По словам начальника Центра карьеры и трудоустройства Московского политехнического университета Дарьи Дьяковой, лишь совместная работа учебных заведений и их постоянное взаимодействие с промышленными компаниями позволяют готовить специалистов, востребованных на рынке труда и обладающих конкурентными знаниями.
Понимая это, «Русал» активно взаимодействует с российскими учебными заведениями. К примеру, компания совместно с Сибирским федеральным университетом (СФУ) открыла на базе вуза Академию бизнеса и Академию ИТ. Академия ИТ представляет собой программу дополнительной подготовки студентов, которые получают знания в области современных технологий, востребованных на производстве, а также практический опыт реализации проектов. Академия бизнеса — бесплатный образовательный проект по подготовке специалистов в трех направлениях: логистика, закупки, продажи — с фокусом на металлургическом бизнесе. Ее особенность заключается в том, что студенты осваивают практические навыки, необходимые в коммерческой сфере: управление проектами, разработка торговых предложений, выстраивание цепочек поставки.
Обучаться в обеих академиях могут студенты третьего курса бакалавриата и четвертого курса специалитета ряда факультетов СФУ. В рамках проекта студенты получают доступ к уникальным знаниям и практике реальных бизнес-кейсов, знакомятся с профессионалами, участвуют в профильных тимбилдингах, хакатонах, им доступны выездные мероприятия. Также они проходят практику у будущего работодателя и получают стипендию.
В этих проектах немаловажную роль играет принцип целевого поступления. Так, глава Архангельской области Александр Цыбульский подтверждает, что развитие системы целевых договоров, когда студент находит работодателя задолго до окончания обучения, может стать решением проблемы нехватки молодых специалистов. «Для выпускника это гарантированное место работы, для предприятия — готовый сотрудник нужной квалификации»,— говорит губернатор.
Профессионалы для «Русала»
«Русал» обладает одним из наиболее технологичных в мире промышленных производств, выпускает широкий ассортимент высококачественных алюминиевых сплавов, занимается перспективными научными разработками. Естественно, что ему необходимы компетентные кадры.
Рабочее место практически любого сотрудника промышленного предприятия автоматизировано и высокотехнологично. Работник должен хорошо владеть сложной техникой, применять ИТ-знания, пользоваться инновационным оборудованием.
Соответственно, к образованию «синих воротничков» предъявляются все более высокие требования, а условия его работы все более похожи на «офисные». Особенно актуальна эта проблема в свете нехватки кадров: по данным «YouDo Бизнес» и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, в 2023 году 68,5% компаний уже столкнулись со сложностями при наборе именно «синих воротничков».
Решая эту задачу, «Русал» стал отраслевым партнером программы «Профессионалитет». Минпросвещения РФ разработало ее для колледжей и техникумов регионов, акцент сделан на практическую подготовку высококвалифицированных специалистов для промышленных производств. Так, студенты могут получить актуальную профессию в срок от двух до трех лет.
Участвуя в программе «Профессионалитет», «Русал» создает образовательно-производственные центры, обновляет лаборатории и учебные мастерские, принимает участие в разработке новых и адаптации существующих учебных программ в соответствии с потребностями современного производства. Эта инициатива позволяет обеспечить быструю и качественную подготовку кадров по специальностям, связанным в том числе с металлургией, химическими технологиями, горной добычей.
В 2023 году «Русал» стал соорганизатором нового образовательно-производственного металлургического кластера в Красноярском крае. Он оснастит современным оборудованием лабораторию образовательно-производственного центра — в проект будет вложено свыше 30 млн руб. Обучаться там станут студенты Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса по специальности «металлургия цветных металлов». В 2024 году в Красноярске, Ачинске, Дивногорске будет открыто 250 бюджетных мест по подготовке рабочих и специалистов.
Все эти шаги способствуют модернизации устаревшей профессиональной образовательной базы в России, а также подготовке современных «синих воротничков», которые гордятся своей профессией и могут обеспечить себе достойный уровень жизни. Тщательно проработанные программы по работе с кадровым резервом дают уверенность, что талантливые ребята выберут релевантную специальность, успешно овладеют ею и трудоустроятся в «Русал», где останутся если не навсегда, то надолго.
Никто не останется без поддержки
В «Русале» также уверены: важно не только вовлекать в науку, но и поддерживать инициативы талантливой молодежи. Далеко не все могут рассчитывать на помощь родителей, что заставляет искать подработку, зачастую непрофильную. Поэтому для поддержки студентов, кто создает новое, экспериментирует и разрабатывает технологии или решения, инициирует проекты или активно участвует в них, компания разработала систему мотивации, основанную на стипендиальном поощрении.
Существует специальная стипендиальная программа от «Русала» и Еn+. Она представляет собой конкурс, победители которого получают поддержку для дальнейшего профессионального развития. Студенты, обучающиеся на бюджетной основе по таким направлениям, как энергетика, металлургия, медицина, педагогика, получают повышенную стипендию, а также помощь в участии в различных профессиональных мероприятиях и прохождении практики.
Молодые специалисты также не остаются без внимания, получая помощь в рамках программы «Новое поколение». Им доступна оплачиваемая стажировка (от 3 до 6 месяцев для представителей рабочих специальностей и от 6 до 12 месяцев — для инженерно-технического персонала) на любом из российских предприятий En+ Group и «Русала».
Эффективность подхода
Перечисленные программы и проекты позволяют «Русалу» обеспечивать качественное обучение молодежи и способствовать карьерным устремлениям сотрудников предприятий. Уровень текучести кадров в компании из года в год снижается (с 13,2% в 2019 году до 9,5% в 2023 году), а показатель удовлетворенности работой неуклонно растет.
По оценке самих сотрудников, которую они дают в рамках ежегодного опроса мнений (в 2023 году, например, в опросе приняли участие 55% всех работников компании), за последние три года показатель улучшился на 6,7 процентного пункта. Сегодня он достигает 80% (в среднем для производственных компаний в России, по данным AON Hewitt, удовлетворенность работой составляет 67%).
Эффективность деятельности компании на «кадровом» направлении подтверждают и независимые организации. Так, в текущем году «Русал» получил статус платинового работодателя и оказался в числе лучших, согласно методологии Forbes. РБК включил компанию в «Золотую категорию компаний» — так называемую группу лидеров, что означает высокий уровень экологических, социальных и управленческих стандартов компании.
«Русал» насчитывает порядка 60 тыс. сотрудников по всему миру, и каждый из них — от рядового рабочего до топ-менеджера — имеет возможность реализовать себя, проявить и развить профессиональные и управленческие навыки, подняться по карьерной лестнице, и лидерская программа служит таким механизмом.