Учителя нового поколения

Как повысить эффективность преподавателей «Профессионалитета»

С сентября 2022 года в РФ стартовал федеральный проект «Профессионалитет», цель которого обновить подходы и стандарты обучения в колледжах и училищах. Замгендиректора ТМК по управлению персоналом—директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина рассказывает о том, как российские промышленные компании помогают повысить квалификацию преподавателей этих учреждений.

Замгендиректора ТМК по управлению персоналом—директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина

Фото: Предоставлено пресс-службой «ТМК»

Проект «Профессионалитет» призван обеспечить промышленность кадрами для технологического рывка. Обучить выпускников новой формации — особая, нестандартная задача, которая требует максимальной концентрации компетенций. Поэтому индустриальные партнеры включились в повышение квалификации преподавателей.

Обучение взрослых — это особый раздел педагогики — андрагогика, законы которой во многом распространяются и на студентов. Традиционный формат лекций для современных студентов нерезультативен — необходимы примеры реального применения полученных знаний и навыков для решения задач бизнеса, а также обязательный контроль.

Сегодня молодежь потребляет в основном легкие для восприятия материалы, тратя на это минимум времени и ресурсов. У студентов снижено время концентрации внимания из-за замены книг на фильмы и соцсети, при этом они могут удерживать в поле своего внимания сразу несколько объектов.

С учетом этих особенностей мы выделяем несколько правил обучения современных студентов.

Во-первых, важно, чтобы у студентов была сформирована цель (что я в итоге получу?) и мотивация (зачем мне это нужно?) к обучению.

Во-вторых, очень важен сам формат донесения знаний и формирования навыков: он должен быть приемлемым и привычным для обучающихся. Для них важны качественная визуализация, возможность соотнести образы с действительностью, в идеале — увидеть и своими руками потрогать объект знаний. Если обучение проходит в группе — задача преподавателя сделать так, чтобы никто не выпадал из группового процесса. Он не может концентрироваться только на лучших студентах.

В-третьих, важно построить занятия так, чтобы в течение академического часа с помощью групповой динамики предусмотреть цикл снижения и повышения концентрации внимания, наиболее сложную информацию преподносить на пике, а в периоды снижения концентрации делать упражнения на анализ и отработку/тренировку полученных знаний.

Разумеется, переобучение опытного педагога требует от бизнес-тренера тем бОльших знаний в области андрагогики, чем больше опыт самих педагогов. Кроме того, бизнес-тренер должен вызывать доверие, уметь организовать дискуссию и сформировать у педагогов внутреннюю мотивацию к обучению, поскольку новые образовательные инструменты трудозатратнее традиционных. Также необходимы создание общего информационного поля для преподавателей и акцент на добровольном внедрении новых инструментов, чтобы избежать отторжения. По итогам студенты смогут оценить работу преподавателей, их умение заинтересовать и вовлечь в образовательный процесс, причем такая оценка должна остаться внутри образовательного учреждения и не влиять на оплату труда.

Эти принципы Корпоративный университет ТМК2U, курирующий участие предприятий компании в проекте «Профессионалитет», применил в ходе запуска собственной программы повышения квалификации. Обучение продолжительностью 24 часа прошли 58 преподавателей ссузов в составе трех групп. Помимо новых инструментов подачи материала, большое внимание было уделено психологическим аспектам: мотивации самих педагогов к изменению подходов преподавания, работе с групповой динамикой, вовлечению в групповую работу большего количества студентов, работе с сопротивлением студентов, выстраиванию грамотной обратной связи. В завершение работы обучающиеся обсудили видеозапись урока, построенного с учетом нового сценария: проблематизация, интерактивная подача материала с последующей отработкой полученных знаний.

Преподаватели отметили, что по-новому взглянули на процесс обучения и готовы практиковать новые техники и подходы к обучению. Они приобрели навыки взаимодействия с различными группами студентов, раскрыли свои внутренние ресурсы.

Кейсы

Как рассказывает преподаватель Таганрогского техникум машиностроения и металлургии «Тагмет» Ольга Белова, обучение, организованное ТМК2U, позволило ей и ее коллегам приобрести навыки взаимодействия с различными группами (сопротивление—безразличие—несогласие), раскрыть внутренние ресурсы (поскольку все строилось на групповых и индивидуальных формах работы). «Разнообразные тренинги и общение с коллегами значительно обогатили наш педагогический опыт и актуализировали его»,— отметила она.

По словам преподавателя Полевского многопрофильного техникума им. В. И. Назарова Ивана Маряхина, обучение также позволило преподавателям взглянуть на весь процесс из роли учеников — «из-за парты» — и благодаря новым знаниям открыть для себя новые техники и подходы к проведению занятий, которые они могут в дальнейшем использовать на практике. «Отдельно отмечу психологический контекст обучения, нацеленный на укрепление контакта со студентами»,— подчеркнул он.

Для ТМК этот проект имеет большое значение, так как мы планируем принять на работу 85% выпускников колледжей-партнеров, которые должны усвоить не менее 80% знаний и навыков. В дальнейшем мы будем поддерживать педагогов, оценивать результативность пройденного обучения. Здесь индикатором станет активность студентов: посещение занятий и успехи учащихся в различных соревнованиях, в том числе в корпоративном чемпионате рабочих профессий ТМК «Игры мастеров».

Успех «Профессионалитета» будет основан на совмещении нескольких факторов: качественное материально-техническое обеспечение учебных заведений, новые подходы к преподаванию, а также человекоцентричный подход в работе техникумов. Именно поэтому мы вышли с такой инициативой и надеемся, что вкупе с дальнейшим масштабированием полезных практик это принесет долгосрочный эффект для компании.

Вся лента