Обучение с вовлечением
Как грамотный выбор технологий помогает делать образование более эффективным
Геймификация, тьюторы с ИИ, микрообучение — эти и другие образовательные технологии сейчас особенно на слуху, однако непросто понять, как правильно интегрировать их в обучение и точно ли это стоит делать. Руководитель центра исследований в области образовательных технологий в СберУниверситете Вячеслав Юрченков рассказал “Ъ”, что представляют собой образовательные технологии и как их использовать в разработке обучения.
Часто под образовательными технологиями понимают онлайн-курсы или конкретные технические решения, но это узкая трактовка. Образовательные технологии — это целый комплекс применяемых в обучении инструментов и подходов. Они позволяют улучшить образовательный процесс, вовлечь участников и сделать обучение эффективным. Образовательные технологии состоят из нескольких категорий — это и подходы к организации обучения (социальное, проектное или перевернутое обучение), форматы доставки и техники изложения контента (очно или дистанционно, лекции, вебинары, массовые открытые онлайн-курсы, VR-симуляции, диалоговые тренажеры), и технологии повышения мотивации и вовлечения (микрообучение, геймификация), и инструменты для работы над образовательным контентом (приложения для создания электронных курсов, для организации вебинаров).
Можно провести простую аналогию: профессиональный шеф-повар знает, как приготовить каждый ингредиент рагу, какой вкусовой акцент сделать, как сервировать блюдо. Так и грамотный специалист по обучению разбирается в том, какой подобрать подход к организации обучения, с помощью какой технологии эффективнее всего подать контент, какой формат будет наиболее удобен для аудитории и т. д.
При этом тренды, например геймификация, VR — это лишь те образовательные технологии, которые находятся в центре внимания в определенный период. Но чтобы верно подобрать образовательные решения, важно ориентироваться во всем комплексе образовательных технологий. Далее разберем, с чего стоит начать.
Как сделать обучение вовлекающим?
Образовательный процесс требует от человека высокой активности, и грамотное обучение помогает участникам вовлекаться в процесс: осознавать свою потребность, выделять время на занятия, соблюдать дедлайны, стремиться к впечатляющим результатам и т. д.
Разработка вовлекающего образовательного решения начинается с выбора подхода — такого способа организации обучения, который направлен на достижение конкретной образовательной цели. В последнее время центральное положение занимают подходы, которые ориентированы на проактивную роль человека и трансформацию роли преподавателя из «передающего знания» в коуча и фасилитатора обучения. В их числе проблемно ориентированное обучение, которое погружает обучающихся в реальную ситуацию еще до того, как они приобрели знания об изучаемом объекте, практико-ориентированное обучение, которое предполагает участие аудитории в какой-либо деятельности, и, наконец, социальное обучение — обмен информацией и опытом, а также совместное создание контента с целью получения новых знаний и использования их на практике.
Выбор конкретного подхода базируется на особенностях обучающихся (мотивация, прошлый опыт, потребности, ограничения) и образовательных целях, к которым необходимо прийти.
А как же геймификация, микрообучение, чат-боты и искусственный интеллект? В зависимости от подхода образовательную программу можно, как конструктор, собирать из различных технологий. Главный довод в пользу выбора той или иной технологии не соответствие трендам, а целесообразность: насколько эффективно технология помогает решать задачи обучения. Таким образом, «модные» веяния — геймификация, VR/AR, микрообучение и другие — воплощают не просто тренды, а инструменты достижения результата.