Ученье не приоритет
Возможности развития востребованы только у четверти сотрудников
Только четверть сотрудников (26%) приоритизируют корпоративное обучение среди других благ, которые работодатели могут им предоставить, показал опрос кадрового агентства «Рекадро». О важности развития чаще всего говорят молодежь в возрасте 18–21 года (30%) и зрелые специалисты в возрасте 22–37 лет (28–29%). По мнению экспертов, возможности обучения, предоставляемые работодателем, интересны прежде всего сотрудникам, нацеленным на карьерный рост.
Несмотря на последовательное развитие в РФ индустрии корпоративных университетов, профессиональное образование как часть социального пакета, который предлагает работодатель, пока востребовано только у четверти сотрудников (26%). Для остальных, как и раньше, приоритетными благами являются текущие условия труда, размер зарплаты и возможность карьерного роста. Такой вывод можно сделать из результатов опроса кадрового агентства «Рекадро» (в исследовании участвовали почти 8 тыс. человек), который был организован в сентябре этого года.
Так, при низком уровне безработицы — а сейчас его показатель обновил исторический минимум, по данным Росстата,— они вынуждены удерживать имеющихся и привлекать новых сотрудников с помощью в том числе социальных пакетов, частью которых являются образовательные программы. Сейчас крупные корпорации могут тратить на корпоративное обучение до 1,2% фонда оплаты труда (подробнее см. инфографику).
Кроме того, запрос на обучение цифровым навыкам соответствует трендам мирового рынка труда. Как ранее писал “Ъ”, эксперты Всемирного экономического форума считают, что в ближайшие пять лет цифровизация станет главным драйвером развития многих видов бизнеса и потребует или переобучения имеющихся специалистов, или выхода на рынок труда новых (подробнее см. “Ъ” от 4 мая 2022 года).
Так, с учетом востребованности у респондентов возможности развития занимают лишь девятую строчку рейтинга, который аналитики «Рекадро» составили по результатам исследования. В первой пятерке — хорошая зарплата (67%), достойные условия труда (помещение, оборудование, охрана труда и прочее — 58%), хороший соцпакет (льготы: питание, доставка и прочее — 40%), соблюдение ТК РФ, гарантия занятости и белая зарплата (37%) и благодарность за работу (29%). Для 8% респондентов не имеют значения вообще никакие меры. Профессиональное образование по популярности немногим уступает программам заботы о здоровье (27%), но значительно опережает личную поддержку и заботу от руководителя (20%).
Более половины российских работников в той или иной степени ощущают заботу работодателя о себе (62%). Среди способов ее проявления чаще всего респонденты отмечали достойные условия труда (43%); соблюдение ТК РФ (35%); хорошую зарплату (29%). При этом почти четверть опрошенных (23%) заявили, что компания никак не проявляет беспокойство о них, почти столько же (22%) назвали благодарность за работу. На возможности развития в качестве способа заботы указала пятая часть опрошенных (20%). При этом, что касается его востребованности у респондентов, то чаще всего такая мера важнее женщинам (29%), чем мужчинам (23%). К примеру, хорошая зарплата значима для равной доли респондентов (по 67%), почти аналогичная ситуация с достойными условиями труда (59% у женщин и 57% у мужчин). Если говорить о влиянии возраста на оценку важности обучения и профессиональных конкурсов, то больше всего они ценны для молодежи от 18 лет до 21 года (30%), менее всего — для тех, кому меньше 18 лет (8%). Только у пятой части респондентов в возрасте 46–55 лет (19%) востребован этот способ заботы, почти аналогичная ситуация и с теми, кто старше 55 лет (22%). В разрезе формата работы возможности развития более интересны тем, кто трудится в комбинированном формате (31%), и менее — для дистанционщиков (22%). Среди работающих на территории работодателя такая мера востребована у более чем четверти опрошенных (27%).
«Возможности обучения и развития включают в себя в первую очередь профессиональный рост. Безусловно, такая «опция» от работодателя наиболее полезна молодым специалистам, особенно тем, кто еще не имеет опыта работы и пришел на свое первое место, в том числе в период обучения в вузе»,— говорит директор по развитию «Рекадро» Евгения Максимова. Часто под обучением работодатель и работник подразумевают обучение на рабочем месте или прохождение курсов повышения квалификации, получение новых навыков, полезных в работе, отмечает она. «Для нас корпоративное обучение молодежи — это единственная возможность заполучить нужного специалиста, так как на рынке их не осталось»,— отмечает, в свою очередь, замдиректора по управлению персоналом ГК КАМИН Маргарита Филиппова.
Обучающие программы больше интересны сотрудникам, планирующим свою карьеру, тем, у кого есть нереализованные профессиональные амбиции, считает директор по персоналу ПАО «Русский продукт» Юлия Евстратова. «В таких людей нам интересно вкладывать деньги. Если человек планирует не карьеру, а пенсию, то и на обучение его заманить будет трудно»,— замечает она. С ней солидарен основатель проекта «КачествоРешений.рф» Михаил Федоров. «Любые программы повышения благополучия работников рассматриваются через призму снижения неопределенности настоящего и будущего. С настоящим лучше всего справляются повышение зарплаты и различные денежные бонусы. Интерес к обучению как дополнительная возможность, предоставляемая работодателем, очевидно, будет интереснее работнику с перспективой развития и карьерного роста. Так он повысит свою ценность и снизит неопределенность дальнейшего роста»,— полагает он. По его словам, это либо более молодые сотрудники на ранних ступенях карьерной лестницы, либо активно двигающиеся по ней, отмечает эксперт.
По мнению советника консалтинговой компании M&S Decisions Елены Мержановой, интерес к развитию только со стороны молодых специалистов может быть обусловлен отсутствием проработанных программ для более старших по возрасту сотрудников или недостаточной осведомленностью работников о такой возможности. «В целом не все российские специалисты привыкли, что такая возможность предоставляется работодателем»,— указывает Евгения Максимова. Так, согласно опросу, проведенному «Рекадро» в марте текущего года, лишь 28% респондентов отметили, что повышают свою квалификацию на обучении, организованном и оплаченном работодателем, указывает эксперт. При этом 84% считают, что они сами в первую очередь ответственны за развитие своих качеств и компетенций как специалиста. С другой стороны, чуть более четверти специалистов (26%) не считают возможности обучения, предоставляемые работодателем, заботой, а рассматривают это в качестве его непосредственной обязанности наряду, например, с организацией рабочего места, поэтому не видят в нем особой ценности, говорит она. Сейчас, если в ходе собеседования представить соискателю внятный карьерный трек и объяснить, что для движения по нему он должен овладеть набором навыков и знаний, возможность получить эти знания в компании является преимуществом для работодателя, полагает Маргарита Филиппова.