Мнение

Заведующий лабораторией непрерывного образования взрослых Высшей школы экономики Илья Коршунов — о важности владения навыком решения задач.

Вопросы образования и обучения взрослых сегодня волнуют и предприятия, и самих граждан. Однако, как показывают исследования, далеко не все решения, на принятие которых вы настроены, принесут результаты.

Например, если вы хотите пройти какие-либо курсы, то стоит понимать, что сами по себе они не станут долгосрочной инвестицией в ваше развитие. Осваиваемые навыки должны быть либо напрямую связаны с вашей новой работой, либо, что еще лучше, уже вплетены в вашу существующую повседневную трудовую активность. Только многократное использование нового и важного для дела навыка позволит превратить его в совершенные и востребованные результаты. «Случайные» образовательные программы, возможно, добавят вам хорошее настроение, но не прибавят вам заработной платы. И дело здесь не только в качестве возможных курсов. А в том, что любой осваиваемый навык ложится на наш мозг и его когнитивные способности в целом. Одним из таких фундаментальных навыков является навык решения задач. Он формируется в молодом возрасте, но поддерживается нашей каждодневной мыслительной деятельностью. Про него часто говорят: «Используй или потеряешь».

Наша производительность в целом зависит от того, насколько наш мозг умеет быстро решать небольшие повседневные задачи, с которыми мы сталкиваемся дома и на работе. Ведь, собственно, вся наша жизнь состоит из постоянного решения разного рода и стратегических, и коротких задач. Такие задачи принципиальным образом выделяют нас из всего животного мира. Сегодня этот особенный навык человека умеют измерять. Самые разнообразные тесты, с которыми мы сталкиваемся при приеме на работу, преследуют цель померить когнитивные способности кандидата, чтобы компания могла понимать, как будет реагировать новый сотрудник на изменения, которые произойдут в ближайшем будущем, когда ситуация на предприятии или требования заказчиков неизбежно изменятся.

Важным оказывается, что ситуация с когнитивными навыками зависит не только от самих сотрудников, но и от устройства менеджмента самой компании, ее менеджериальных практик и корпоративной культуры в целом. На данных, использованных в исследовании, мы видим, что, если в организации происходит хорошо налаженная передача знаний между коллегами по работе, работнику предоставляется свобода самому предложить состав действий в изменившейся ситуации и в целом в течение дня сотруднику необходимо решать много задач, то когнитивные навыки человека постепенно улучшаются. В этом контексте для сохранения своего уровня когнитивных навыков целесообразно выбирать рабочие коллективы, в которых именно перечисленные менеджериальные практики находятся в центре внутрифирменной политики организации.

Удивительно, но факт: мы все время стараемся избавиться от проблем, а оказывается, именно их преодоление и есть наша жизнь. Вот почему так опасно сразу перестать это делать, например при выходе на пенсию или во время долгого отпуска: начинается резкое ухудшение когнитивных свойств человека. Длительная трудовая активность, деятельная ответственность за своих близких, даже работа на садовом участке на самом деле не измождают нас, а продляют жизнь, если мы относимся к этой деятельности как к позитивной необходимости или даже вызову.

Вся лента