«Поддержка и стимулирование развития ключевых отраслей промышленности — безусловный приоритет государства»
Зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко — о росте частного сектора в космической и авиационной отрасли
Развитие коммерциализации и доли частного сектора в ключевых для российской экономики отраслях — залог ее успешного развития и достижения технологического суверенитета. О государственных инициативах, реализуемых сегодня для поддержки российской, в том числе космической и авиационной, промышленности и направленных на снятие административных барьеров и улучшение рыночных показателей компаний, в интервью “Ъ” рассказал первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике Денис Кравченко.
— С изменением внешней обстановки обострились вопросы поставок высокотехнологичного оборудования и компонентов, в том числе авиационного и производственного оборудования. Как вы оцениваете в целом текущую ситуацию и перспективы импортозамещения такого оборудования? Удалось ли России победить зависимость от западных поставок оборудования, технологий и компонентов?
— Действительно, после самых масштабных в истории санкционных ограничений президент РФ провозгласил курс на технологический суверенитет, который подразумевает достижение импортонезависимости от внешних стран. По итогам прошедших с того момента полутора лет мы видим, что Россия в целом справилась с первостепенными задачами и выстояла под колоссальным давлением.
Сегодня все большее число компаний активно наращивает долю локализации производства, а во многих ключевых отраслях она уже достигла 100% или максимально близка к этому показателю. Напомню, что для нужд отечественной авиационной промышленности разработан и уже запущен в серийное производство отечественный двигатель ПД-14, который позволит заменить значительную долю импорта в цепочке производства среднемагистральных самолетов; для SSJ-100 разработан и недавно испытан двигатель ПД-8 — таким образом, в следующем году мы рассчитываем выйти на близкий к 100-процентному уровень в части локализации основных отечественных авиалайнеров. Более того, в рамках недавнего Российского конгресса двигателестроения заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров заявил о необходимости нарастить объемы выпуска силовых установок для отечественных вертолетов до 3,5 тыс. к 2030 году.
Уже в 2024 году ожидаются первые поставки отечественного современного авиалайнера МС-2 — таким образом, формируется единая линейка отечественных продуктов для нужд отечественной авиатранспортной отрасли. За последние годы она сделала большой рывок, показав впечатляющие результаты.
— Какие инициативы реализуются сейчас для поддержки российской, в частности авиационной, промышленности? Какие антисанкционные меры в текущей ситуации вы считаете наиболее эффективными?
— Поддержка и стимулирование развития отечественной промышленности, в том числе авиационной,— безусловный приоритет государства. Сейчас применяется комплексный перечень мер (по последним данным, общим числом свыше 2 тыс.), значительная часть из них, особенно по линии Фонда развития промышленности (ФРА), подходит и для авиации. К примеру, один из недавних проектов, поддержанных ФРП,— открытие нового корпуса авиационной корпорации «Рубин» в Подмосковье, где предприятие будет выпускать изделия из углеродных композиционных материалов для отечественных пассажирских самолетов.
Тем не менее, вероятно, ключевой мерой поддержки для отечественной авиационной промышленности является безусловная готовность государства развивать отечественные летные борта. Как вам, вероятно, известно, стоимость новых российских лайнеров МС-21 будет ниже рыночной благодаря субсидии со стороны государства, что позволит сделать МС-21 для отечественных авиакомпаний почти вдвое дешевле, чем аналогичный Boeing. Кроме того, в целях поддержки отечественной авиаинфраструктуры государство предусмотрело субсидию для временно приостановивших деятельность аэропортов юга и центральной части России.
— Сейчас динамично развиваются частные компании и стартапы в тех областях, которые раньше были преимущественно государственными, например космосе и авиации. Как вы относитесь к тому, что в таких серьезных сферах становится все больше частных производителей?
— Хочу отметить, что тенденция роста частного сектора в космической и авиационной отрасли — это общемировой тренд, и сегодня, по различным оценкам, на долю частного сектора уже приходится более 80% от всего объема мирового космического рынка. В России аналогичные показатели значительно ниже, но есть и положительные прецеденты. К примеру, компания СПУТНИКС — частная космическая компания, занимающаяся производством высокотехнологичных спутниковых компонентов и технологий: только за последние пять лет она троекратно увеличила свою выручку и в этом году запустила с космодрома Восточный десять аппаратов для дистанционного зондирования Земли. Другой пример: достаточно молодая компания «Бюро 1440», которая спустя три года после начала работы уже смогла вывести на орбиту Земли три своих аппарата.
Развитие частной космонавтики в России и увеличение коммерциализации этой отрасли является одним из моих безусловных приоритетов работы как законодателя. В этой логике мы достаточно тесно работаем с госкорпорацией «Роскосмос» и провели через Государственную думу уже более десятка законопроектов космической направленности только в текущем созыве.
Что касается авиастроительной отрасли, то здесь мы видим долю частного сектора в районе 10%. Лидеры очевидны, в частности АО УЗГА, базирующееся в Свердловской области. Тем не менее существует большое число малых частных предприятий, с которыми мы также стараемся держать связь и помогаем им развиваться. Кроме того, в целях снятия административных барьеров и улучшения рыночных показателей компаний мы плотно работаем и с такими крупными предприятиями авиационной промышленности, как Луховицкий авиационный завод им. П. А. Воронина, «Авиастар» и Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю. А. Гагарина.
Я строго убежден, что развитие коммерциализации и доли частного сектора в ключевых для нашей экономики отраслях — залог успешного развития и достижения технологического суверенитета.
— В России активно строятся технопарки, появляются технологические долины. Эффективный ли это инструмент поддержки? Что нужно для большего вовлечения частных высокотехнологичных компаний в такую работу? Не требуется ли синхронизировать деятельность институтов развития с потребностями государственного сектора, расширив их возможности по вовлечению резидентов в работу в интересах и по заказу государственных организаций и компаний с госучастием?
— Конечно, кластеры, технопарки, особые экономические зоны и инновационные научно-технологические центры — очень эффективный инструмент развития промышленности и предпринимательства. Потенциальные инвесторы, приходя на площадку кластера или технопарка, как правило, инвестируют в уже созданную инфраструктуру и могут претендовать на значительные дополнительные меры поддержки, поэтому, безусловно, это привлекательный инструмент как для бизнеса, так и для государства.
Что касается технологических долин, инвесторы получают в них в том числе существенные налоговые послабления: нулевая ставка НДС, налога на прибыль, налога на имущество и сниженные страховые взносы. Учитывая высокий запрос на тиражирование механизмов территориального развития и позитивный опыт их внедрения, можно смело говорить об их эффективности. Тут можно привести пример «Аэрокосмической инновационной долины» (АКИД), в создании которой я при поддержке губернатора Рязанской области принимал участие в прошлом году. За год после создания АКИД ее резидентами уже стали 29 частных высокотехнологичных компаний, более 40 компаний заявили о готовности стать участниками проекта. Это мощный старт, который говорит о высокой востребованности подобного механизма у бизнеса. Одной из приоритетных тематик работы ИНТЦ АКИД является разработка беспилотных летательных аппаратов, беспилотных авиационных систем и их комплектующих, что полностью соответствует текущим потребностям государства. Таким образом, на площадке АКИД мы получаем синергию запросов со стороны государства и бизнеса — я убежден, что в ближайшей перспективе это даст отличные результаты.
Что касается синхронизации деятельности институтов развития с потребностями государственного сектора, могу сказать, что соответствующая работа уже долгое время ведется командами Министерства промышленности и торговли и Министерства экономического развития, в том числе совместно с партией «Единая Россия» и Государственной думой. Мы видим, что существующий комплекс мер поддержки, по сути, формирует единый контур по активации развития отечественной промышленности: от мер стимулирования территориального развития (ОЭЗ, кластеры, технопарки) до непосредственной поддержки открытия производства и инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
— Как привлечь молодежь в технологические отрасли, повысить статус инженерных профессий? Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять? Как вы видите вовлечение вузов в развитие инновационных высокотехнологичных отраслей?
— Сегодня привлечение молодежи в технологические отрасли — большая проблема. Мы видим, что не только качество, но и количество кадров, доступных на рынке труда, серьезно просело, и эта негативная тенденция продолжается уже несколько лет. При этом напомню, что задача, поставленная президентом,— за ближайшие пять лет подготовить порядка 1 млн специалистов рабочих профессий для отечественной промышленности.
Проблему понимает и правительство — например, недавно по этому вопросу прошло масштабное совещание, где я рассказывал о своем видении исправления сложившейся тенденции. Считаю, что сейчас необходимо формировать единый контур государственной политики в части подготовки кадров для отечественной промышленности в формате отдельного федерального проекта. В его основе должен лежать опыт проекта «Кадры для цифровой экономики» с единым координатором и, соответственно, заказчиком в лице Минпромторга. В первую очередь необходимо определиться, специалисты каких именно направлений нам необходимы для достижения глобальной цели технологического суверенитета в перспективе пяти и десяти лет.
Без постановки единой цели и координации действий со стороны правительства мы не сможем сломить ту негативную тенденцию, которая сейчас сформировалась на рынке труда. Правительство прекрасно понимает эту проблему, и я уверен, что совместно мы сможем выработать решение, которое приблизит страну к достижению технологического суверенитета.