С новым годом общепита

Налоговая служба начнет проверки нижегородских рестораторов в 2024 году

Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области (УФНС) в формате открытого диалога организовало большую встречу с нижегородскими рестораторами и чиновниками. Перед этим налоговики провели выборочные проверки заведений общепита и почти во всех нашли нарушения, связанные, в частности, с несоблюдением кассовой дисциплины. Руководство налоговой службы сообщило, что не верит в декларируемые предпринимателями низкие зарплаты сотрудников, и указало, что наличная выручка в двух соседних ресторанах может отличаться на порядки. Рестораторы уверяли, что им нет смысла прятать наличность. УФНС предупредило, что 2024 год будет «годом общепита» — этой отрасли будут уделять особое внимание.

В 2024 году налоговая служба вплотную займется проверкой нижегородских ресторанов

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

В нижегородском управлении Федеральной налоговой службы России в среду состоялась первая встреча с представителями общепита и властями. Министр туризма и промыслов области Сергей Яковлев анонсировал, что на нее собрался «открытый честный бизнес, который может прямо смотреть в глаза налоговой», а недобросовестных налогоплательщиков надо собирать отдельно. «Я думаю, вторые тут тоже присутствуют», — иронично ответил руководитель УФНС Антон Закамский, добавив, что многие приглашенные предприниматели решили прислать главных бухгалтеров, а не пришли сами.

По данным УФНС, в сфере общепита Нижегородской области работают 2233 юрлица и предпринимателя, владеющие почти 4 тыс. заведений общепита: 211 — ресторанами, 1,6 тыс. — кафе, 381 — баром, столовыми и прочими точками. 54% налогоплательщиков применяют упрощенную систему налогообложения, лишь 2% работают на общей системе. Общая численность работников — 52,7 тыс. человек. Общая выручка заведений в 2022 году составила 25,69 млрд руб. при среднем чеке 530 руб. В 2023 году выручка составит 27,8 млрд руб. при среднем чеке 573 руб.

Антон Закамский рассказал, что в августе налоговые органы выборочно проверили 271 заведение в Нижнем Новгороде, в том числе сделали 82 контрольные закупки. Почти во всех случаях были найдены нарушения, в основном связанные с невыдачей клиентам кассового чека.

Представители УФНС рассказали, что зафиксировали и схемы дробления бизнеса юрлиц через взаимозависимых индивидуальных предпринимателей, занижение площади заведений, оптимизацию за счет оформления персонала самозанятыми, утрату прав на применение патентной системы налогообложения при превышении максимального дохода в 60 млн руб.

Отдельно Антон Закамский упомянул, что средняя зарплата в отрасли составляет 33,5 тыс. руб., а некоторые показывают 12–15 тыс. «Глядя в глаза, вы можете сказать — это правдивые заработки у вас? Совесть-то имейте!»,— обратился он к залу.

По словам руководителя, у налоговой есть к рестораторам вопросы и по теневому обороту наличности. Налоговики зафиксировали серьезный дисбаланс, когда один дорогой ресторан Нижнего Новгорода показывает более 17 млн руб. годовой выручки наличными, а соседний такой же — менее 800 тыс. руб.

Антон Закамский предупредил рестораторов, что у налоговой службы нет цели наказать налогоплательщиков, и налоговики всегда готовы идти им навстречу в случае ошибок, но системные схемы уклонения от уплаты налогов будут решительно пресекаться. В связи с этим 2024 год в региональном управлении ФНС объявили «годом общепита».

Присутствовавшие на встрече рестораторы говорили, что налоговые нарушения в основном не у них, в приличных заведениях, а в разных «шаурмячных» и уличных точках. Президент группы «Пир» Александр Котюсов сообщил, что в их заведениях зарплаты персонала составляют 50–60 тыс. руб., а шеф-повара могут зарабатывать 100 тыс. руб. и более. Однако у общепита, как и в других отраслях, наблюдается нехватка кадров, а пенсионеры, которые идут к ним работать, часто просят «черные зарплаты», чтобы не терять пенсионные льготы.

Вопрос со статусом и льготами работающих пенсионеров надо решать законодательно, ответил Антон Закамский. Министр Сергей Яковлев добавил, что его уже начали решать совместно с Минтруда РФ, а в декабре в регионе пройдет очередная консультация с делегацией сенаторов.

Владелец группы «Самурай» Александр Ильин сообщил, что не в интересах рестораторов скрывать наличность — для многих приличных заведений это нонсенс, и собственники заведений сами не заинтересованы в том, чтобы у них воровал персонал.

Впрочем, в заверения других рестораторов о том, что едва ли не все клиенты рассчитываются карточками из-за кешбэка и систем лояльности заведений, главный областной налоговик не поверил, сославшись на официальную статистику по проведенным операциям. Как выразился бизнес-омбудсмен Павел Солодкий, за счет своих цифровых сервисов «налоговая служба видит все», вплоть до конечных поставщиков.

Рестораторы договорились с налоговым управлением, что совместно выработают комфортный обеим сторонам период коррекции налоговых платежей. По словам Александра Котюсова и операционных директоров нижегородских кафе, часто официанты во время наплыва посетителей на бизнес-ланчи просто не успевают вручить кассовый чек. Всего при обслуживании клиентов им приносят три документа, — пречек со стоимостью блюд, слип-чек с терминала оплаты, но только кассовый чек с qr-кодом является документом строгой отчетности.

«Главное, чтобы он у вас был пробит: тогда вопросов не будет!» — заметил Антон Закамский. Главный налоговик области поделился личным опытом: ему никогда не приносили кассовый чек при оплате в кафе наличными, хотя однажды он специально прождал четверть часа. «Надо запомнить этого человека в лицо!» — немедленно среагировали в зале. На что господин Закамский посоветовал прислушаться к аргументам и соблюдать кассовую дисциплину.

В итоге рестораторы договорились, что в начале 2024 года встретятся с руководством УФНС еще раз, чтобы напрямую обсудить свои проблемы и подвести промежуточные итоги. Многие приглашенные также согласились поучаствовать в проекте нижегородского налогового управления «ЧекЕсть». Рестораторам для их заведений раздали наклейки с qr-кодом, по которому любой посетитель может открыть на мобильном телефоне специальную форму и пожаловаться в налоговую службу, если официанты не дали ему кассовый чек.

Неизвестно, многие ли разместят эту информацию в своих заведениях, но Александр Котюсов, возглавляющий нижегородскую федерацию рестораторов, назвал встречу продуктивной и полезной.

Роман Кряжев

Вся лента