Бизнесмены борются за выход

Кому удалось избавиться от ограничений ЕС

Герман Хан проиграл суд о снятии санкций Евросоюза. Суд отклонил иск сооснователя «Альфа-Групп», тем самым оставив ограничения в силе. В мотивировке указано, что Германа Хана по-прежнему можно считать «ведущим бизнесменом», который сохраняет интересы в промышленном и финансовом секторах российской экономики. Одновременно с этим суд встал на сторону предпринимателя Александра Пумпянского, распорядившись вычеркнуть его из санкционных списков. “Ъ FM” поговорил с юристами о том, на что обращает внимание Европейский суд, и как российским бизнесменам избавиться от ограничений. Их наблюдения — в материале Ивана Якунина.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Кейс первый — удачный. Александр Пумпянский, сын российского миллиардера Дмитрия Пумпянского, подпал под санкции в марте 2022 года. Вместе с отцом они были в совете директоров Трубной металлургической компании (ТМК), которая, по мнению ЕС, «обеспечивает существенный источник дохода Российской Федерации».

Оба компанию покинули. Пумпянский-старший первым подавал иск в интересах всех членов семьи. Отказ. Александр Пумпянский решил действовать самостоятельно и преуспел. Почему? Объясняет партнер BGP Litigation Сергей Гландин:

«Совет Европейского союза предоставил разные документы. Эти доказательства были сочтены не заслуживающими внимания. Какие-то материалы СМИ уже устарели, какие-то вообще не были датированы. Главный вывод этого дела: если человек перестает соответствовать тому критерию, по основаниям которого он был включен, то сам Совет ЕС должен его убрать из списка ограничений. Суд признал, что у Пумпянского-младшего сильно изменилась фактическая ситуация. Доказательств иного, кроме семейной связи со своим отцом, Совет Европейского союза не предоставил».

За родственные связи Евросоюз не наказывает — это подтвердило дело Виолетты Пригожиной, матери основателя ЧВК «Вагнер». В случае с Пумпянским-младшим важной может быть и другая деталь. Он — гражданин Швейцарии, живет там на постоянной основе.

После санкций он пожаловался, что не может оплачивать ипотеку и покупать продукты. У Германа Хана из «Альфа-Групп» ситуация иная. Bloomberg писал, что он из-за санкций вернулся в Москву из Лондона, а также якобы стал управлять активами холдинга. Кроме того, в отличие от Александра Пумпянского, Евросоюз считает его «лидирующим бизнесменом». Это особый статус, оспорить который не так просто, говорит старший партнер Verba Legal Татьяна Невеева:

«Такого рода освобождение от санкций характерно для тех случаев, когда в основаниях, по которым лицо было включено в список, в принципе ничего и нет, кроме того, что он занимает пост в какой-то компании.

Это работает только в очень ограниченном количестве случаев. Как правило, ЕС просто обращает внимание на то, что бизнесмен — крупный налогоплательщик, который позволяет финансировать режим и так далее. От такого рода формулировки просто так не избавишься, например, выйдя из состава органов управления какой-то компании».

Тем не менее и из такой ситуации можно выбраться. Формулировка «leading businessperson» сопровождала и Александра Шульгина, который в начале боевых действий возглавлял компанию Ozon. 24 февраля 2022 года его заметили на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

Но руководство компании он покинул, а санкции в суде оспорил. Кроме того, Евросоюз решил не продлевать ограничения в отношении главы группы ЕСН Григория Березкина и экс-совладельца «Нортгаза» Фархада Ахмедова. Так что пространство для маневра есть, говорит партнер коллегии адвокатов DelcrEdere Андрей Рябинин:

«Конечно, наиболее радикальная стратегия может в себя включать поведение, схожее с Олегом Тиньковым, который продал свой российский бизнес, уехал из страны, а также сделал ряд публичных заявлений. Но далеко не все бизнесмены в России готовы на подобное радикальное поведение. Общая эффективность относительно невысока. Но даже более умеренные стратегии тоже могут приводить к результатам».

Его, впрочем, пока не добились ни партнер Хана Алексей Кузьмичев, ни Виктор Рашников из ММК, ни основатель «Уралхима» Дмитрий Мазепин, ни миллиардер Михаил Гуцериев. Их иски о снятии санкций отклонили, хотя предприниматели и доли продавали, и из руководства уходили. Впрочем, даже если суд поддержит российского бизнесмена, это еще не конец. Совет Европы может оспорить решение.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента