«Мир в итоге не уберегли»
Дмитрий Дризе — о политическом наследии Генри Киссинджера
Вели глубокие разговоры о будущем: Дмитрий Песков рассказал о контактах Владимира Путина и Генри Киссинджера. Экс-госсекретарь США скончался накануне на 101 году жизни. По словам пресс-секретаря российского президента, американский дипломат был давно знаком с Путиным. В Кремле всегда ценили его феноменальный талант. Киссинджер, в частности, называл Россию «великой страной с большой историей». Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что теперь эпоха Киссинджера ушла окончательно.
Редкий случай, когда мнение России, Запада, Китая, Израиля и других лидеров, конкурентов и соперников в мировом и региональном масштабах совпали. Общий посыл такой: Генри Киссинджер был одним из тех немногих, кто во второй половине прошлого века спас мир от глобальной войны и взаимного уничтожения. Он умел договариваться, находил компромиссы. Иными словами, самый настоящий политический тяжеловес, профессионал. Можно привести цитату Михаила Юрьевича Лермонтова: «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя».
Не будем со всем этим спорить, равно как и пересказывать его весьма насыщенную биографию. Остановимся, собственно, на российской реакции. Как известно, после ухода с государственной службы вплоть до последнего дня он занимался консалтингом — политическим консультированием. Киссинджер неоднократно приезжал в Москву и более 10 раз встречался с Владимиром Путиным. Можно еще раз повторить — более 10 раз. Такая честь выпадает далеко не каждому. И на родине известный дипломат за это остракизму отнюдь не подвергался.
Это к вопросу о влиянии недружественного, неконструктивного и загнивающего Запада на российскую политическую и общественную жизнь. Вот и сейчас в РФ всячески его превозносят. Причем так, что некоторые злые языки допускают разные нехорошие намеки, мол, был у него в этой связи определенный материальный интерес.
Киссинджер — сторонник концепции реальной политики, то есть когда интересы государства на первом месте, а идеология (читай: всякие ценности) — на втором. Иными словами, если ради выгоды нужно дружить Америке с Россией, значит, так тому и быть, несмотря ни на что.
В Москве горячо поддерживают этот тезис. Вот послушали бы нынешние лидеры Запада политического гуру, все было бы по-другому. А теперь сами себя наказывают. И еще: в РФ очень популярен принцип челночной дипломатии — это тоже стиль Киссинджера. Не нужно больших протокольных мероприятий, а лучше тихо сесть и без лишней огласки обо всем договориться.
Впрочем, что касается Украины, Генри Киссинджер в итоге скорректировал свою позицию, и не в пользу Российской Федерации. Он выступил за членство Киева в НАТО и за возврат утраченных территорий.
И вот мы видим, что мир Киссинджер и его последователи не уберегли — все опять вернулось на круги своя. Ездили друг к другу, дружили. И вот в 1979 году советские войска вошли в Афганистан, и очередное потепление между СССР и Западом благополучно закончилось. А через 10 с небольшим лет спустя Союз развалился. Затем новое потепление. И вот опять осложнение, переходящее в конфронтацию.
Что-то не очень работает концепция реальной политики и челночной дипломатии. Жертвуешь ценностями, а потом тебе же боком все и выходит. Может быть, принципиальность должна быть на первом месте? И опять приходится повторяться: наверное, следует перестать искать будущее в прошлом. XXI век на дворе, а мы все про дорогого Леонида Ильича вспоминаем, как он с американцами хороводы водил и водку пил. А сейчас время, как известно, другое.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".