Семь бесед — один ответ
Состоялось вручение премии «Диалоги в кино»
В московском Театре Ермоловой состоялось вручение первой кинематографической премии за лучшие диалоги в отечественном кино и сериалах. Она была учреждена в этом году по инициативе продюсера, директора Института кино НИУ ВШЭ Александра Акопова и писателя, сценариста Александра Цыпкина. Комментирует Юлия Шагельман.
Открывая церемонию награждения, на которой он выступал и в качестве ведущего, господин Цыпкин назвал ее домашней вечеринкой. Атмосфера царила впрямь расслабленная, чему не помешали даже накладки со звуком и светом, задержавшие торжественную часть почти на сорок пять минут. Впрочем, торжественность ее была довольно условной: никаких смокингов и вечерних платьев, минималистичный дизайн сцены. А вручения перемежались музыкальными номерами в исполнении камерного оркестра и диалогами, которые зачитывали по ролям театральные артисты — при этом, правда, и музыка, и тексты были не из номинированных фильмов и сериалов, а из голливудских вроде «Криминального чтива», «Человека-паука» и «Волка с Уолл-стрит».
В неформальном дружеском общении родилась и сама премия: ее идея возникла у будущих учредителей, когда они осознали, насколько сценаристы недооценены широкой публикой.
Поддержать тружеников кинематографического пера и, по выражению Александра Цыпкина, «превратить их в рок-звезд» было решено с помощью новой награды — не просто сценарной, а с упором на диалоги, ведь именно они, как правило, расходятся на крылатые цитаты и превращаются в мемы.
В этом году на награды могли претендовать фильмы и сериалы, выходившие в прокат или на онлайн-платформах с 1 сентября 2022 года по 1 сентября 2023-го. Поданные заявки рассматривала отборочная комиссия во главе с кинокритиком Егором Москвитиным, составившая короткие списки номинантов. А уже из них своих фаворитов выбрало жюри, председателем которого стал сам господин Акопов, а в состав его вошли журналистка Алена Долецкая, актер и телеведущий Николай Фоменко, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская, комик и телеведущий Евгений Чебатков и писатель Сергей Минаев.
Судя по количеству претендентов, дела со сценариями в отечественном кино и сериалах обстоят неплохо, даже если у аудитории складывается подчас совсем иное впечатление: в семи номинациях их набралось по семь (даже побольше, чем обычно бывает на «Оскарах» или «Эмми»), и только в «лучших диалогах в короткометражном фильме» — пять. Было еще и зрительское онлайн-голосование в сети «ВКонтакте» — его победителем стала сценарная команда (Алексей Акимов, Ольга Симонова, Константин Гарбузов, Дмитрий Шепелевич и Роман Бородавкин) популярнейшего сериала «Вампиры средней полосы», за свои два сезона сумевшего стать неотъемлемой частью российской поп-культуры.
Еще один зрительский фаворит — ностальгический сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» о компании повзрослевших за три сезона подростков из 1990-х. Его сценаристов Петра Внукова, Сергея Панасенкова и Олега Рашидова жюри наградило за «лучший комедийный диалог» — умелое использование юмора даже в самых серьезных ситуациях действительно является отличительной чертой этого проекта.
Приза за «лучший драматический диалог» удостоились соавторы сценария фильма «Не хороните меня без Ивана» Юлия Клименко и Любовь Борисова (она также стала режиссером картины). Получилось на свой лад символично, поскольку содержанием этой картины является именно диалог народов и культур в лице русского художника и этнографа начала ХХ века Ивана Попова и крестьянина-якута Степана Бересекова, и говорят в нем на двух языках.
Премию за «лучшие диалоги в полнометражном фильме» получил Роман Михайлов за картину «Снег, сестра и росомаха». Вот его-то как раз с полным правом можно назвать рок-звездой отечественного кино последних лет. Начав снимать фильмы по собственным сценариям в 2021 году, доктор физико-математических наук, философ и профессор РАН выпустил их уже пять (премьера шестого должна состояться на следующей неделе на фестивале «Зимний») и зарекомендовал себя как автор непредсказуемый и ни на кого не похожий, создатель собственной фантасмагорической киновселенной.
Автором «лучших диалогов в короткометражном фильме» жюри выбрало Павла Королько, уже получившего за свою ленту «Здесь и сейчас» награду за лучшую режиссуру на фестивале «Короче». В этой зарисовке о том, как четверо друзей толкают заглохшую машину и препираются под аккомпанемент новостных сводок, ему удалось ухватить и запечатлеть тот уникальный момент во времени, который страна проживает сейчас.
Победителем в номинации «Лучшие диалоги в сериале» стал Андрей Золотарев за шоу «13-я клиническая» — гибрид медицинского процедурала и мистического триллера о смертельно больном враче, работающем в необычной больнице. Здесь не вырезают аппендицит, а изгоняют демонов, и борются не с сезонной эпидемией гриппа, а со сверхъестественными силами. Этот мрачноватый концепт сценарист снабдил немалой дозой юмора, создав один из самых оригинальных сериалов среди продукции отечественных стримингов.
Однако у премии есть номинация и для адаптированных сценариев, включающая и фильмы, и стриминговые шоу,— в ней лучшими стали Илья Тилькин и Александр Грязин, написавшие сценарий сериала «Библиотекарь» по мотивам романа «Библиотекарь» Михаила Елизарова.
Несмотря на очаровательную неформальность (или благодаря ей), первая церемония награждения новой премией во многом смахивала на тот самый блин из поговорки.
Однако ее создатели, судя по всему, полны оптимизма: это подтверждает и то, что приз за лучший дебют достался пока не экранизированному сценарию Андрея Иванова «Мертвый уголь». Возможно, где-то хранятся и другие тексты, обладающие потенциалом для превращения в фильмы и сериалы, а значит, и для получения будущих наград.