РБК узнал о предложении ФАС ограничить наценку на яйца до 5%
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила в письмах к ретейлерам из-за «беспокойства потребитилей» по поводу цен до марта 2024 года добровольно установить наценки на куриные яйца в 5%. При этом представители торговых сетей утверждают, что средняя наценка на некоторые яйца и так с июля была отрицательной. Копию письма ФАС приводит РБК.
Письма от ФАС получили представители Союза независимых сетей России и Ассоциации компаний розничной торговли, в том числе компании X5 Group (магазины «Чижик», «Пятерочка», «Перекресток»), и еще одна крупная сеть. ФАС предлагает ограничить наценки на все виды куриных яиц, среди них и те, что поставщики закупают по долгосрочным контрактам, при этом не допуска роста фактических наценок на яйца куриные, закупаемые на тендерах.
Свое предложение ФАС объясняет значительным ростом цен на куриные яйца, вызывающий «обеспокоенность потребителей». Этот вопрос был затронут на заседании рабочей группы ФАС по торговле с участием розничных сетей и отраслевых объединений 21 ноября.
Участники рынка должны ответить на предложение ФАС 4 декабря. Также до 6 декабря они обязаны предоставить данные за ноябрь о соотношении объемов яиц, купленных по долгосрочным контрактам и на тендерах, с перечислением конкретных поставщиков.
Согласно статистике Росстата, в октябре куриные яйца в рознице стали дороже в среднем по всем регионам на 23,9% к октябрю прошлого. При этом в 18 субъектов стоимость яиц в октябре выросли на 1,5–10%, в 52 — на 10,1–20%, еще в 14 — на 20,1–39,9%. Цены на яйца не выросли только в Камчатском крае.
По словам одного из источника РБК в розничной сети, ограничение наценки на яйца в рознице не сдержит цены, поскольку причина подорожания —со стороны производителей. В пресс-службе Минсельхоза заявили РБК, что ситуация в отрасли птицеводства — на «особом контроле».
Яйца включены в перечень социально значимых продуктов, то есть их стоимость контролируют власти. Если продукт из списка дорожает больше чем на 10% (кроме сезонного фактора) в течение 60 дней подряд, для него устанавливают предельные розничные цены на срок до 90 дней. Продуктовые сети уже соглашались добровольно ввести временные ограничения на наценку на социально значимые продукты: например, в начале пандемии. В конце лета этого года торговые сети регионов также согласились добровольно ввести ограничения на наценку на категории социально значимых товаров, среди них — яйца.
Как власти пытаются сдержать рост цен на продукты питания — в материале «Заговор еды».