Россияне ударились в развлечения
Чем объясняется рост затрат на мероприятия
Расходы россиян на развлечения выросли на треть. В Росстате подсчитали траты граждан на спортивные и культурные мероприятия, а также отдых и хобби. В среднем по стране семья из трех человек отдавала на развлечения 2,3 тыс. руб. в месяц. При этом в Москве сумма составила почти 6,5 тыс. руб. Что повлияло на предпочтения россиян? И продолжится ли тенденция в следующем году? Подробности — у Александра Мезенцева.
Россияне на 29% увеличили траты на развлечения, подсчитали эксперты Росстата на основе расходов 48 тыс. домохозяйств по всей стране. Это занятия в кружках и секциях, посещение кино, музеев, театров, концертов, центров отдыха, экскурсии и туры.
Возросший спрос на свои услуги подтвердили и ведущие и игроки рынка. Так, директор по стратегии сервиса МТС Live Владимир Агеев отметил, что тренд в компании наблюдают на протяжении всего года: «Люди готовы развлекаться, потому что со времен после пандемии COVID-19 был большой дефицит контента. Есть еще запрос, связанный с общей ситуацией стресса.
Кроме того, сейчас действительно есть дефицит возможностей, связанный, например, с ограничениями на поездки в другие страны. Но люди все равно хотят развлекаться и тратят деньги внутри России. В ближайшее время этот тренд не остановится и будет только увеличиваться.
Особенно я бы выделил развлечения, связанные с детьми, потому что это последнее, на чем будут экономить родители».
В Москве, по словам экспертов, в 2023-м самыми популярными развлечениями стали стендап-концерты и мюзиклы. Например, спектакль «Ничего не бойся, я с тобой» по песням группы «Секрет» только за первые полгода на сцене собрал 1,5 млрд руб. В среднем жители столицы за билет на него отдавали 2,5 тыс. руб., петербуржцы — 1,9 тыс. руб.
Общий рост цен, безусловно, сказался и на увеличении трат в этом сегменте, пояснил эксперт рынка развлечений Сергей Картинцев: «В будущем году ситуация с увеличением номинальных расходов продолжится. Ожидания роста цен по рынку сохраняются, зарплаты повышаются, это толкает вверх и сферу развлечений, особенно квесты, спектакли, представления.
Кроме того, в связи с тем, что перелеты не становятся дешевле, тенденция на увеличение трат внутри России сохранится».
В сфере бизнес-мероприятий тоже наблюдается положительная динамика. Согласно данным опроса Superjob, новогодние корпоративы в этом году уже запланировали 40% компаний. Многие фирмы несколько лет отказывались от празднований, и теперь сотрудники нуждаются в разрядке, подчеркнул гендиректор ивент-компании Big Jack Николай Андреев:
«Мы точно видим отложенный спрос, потому что у кого-то не было развлекательных мероприятий аж с 2019 года. Кроме того, заметна очень большая усталость у сотрудников.
Всем хочется хлеба и зрелищ. Но мы бы не сказали, что люди готовы тратить больше, просто все настолько подорожало, что ты не можешь потратить меньше».
Аналитики отмечают, что траты на посещение кафе и ресторанов в 2023-м тоже выросли на 13%, а вот расходы на алкоголь и табак практически не изменились.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".