Северомуйский тоннель: история строительства, характеристики и крупнейшие ЧП

1 декабря следователи Восточного межрегионального следственного управления квалифицировали взрыв и возгорание поезда в Северомуйском тоннеле на БАМе как теракт. Как строился и что собой представляет Северомуйский тоннель — в справке «Ъ».

Бурение в штольне Северомуйского тоннеля

Фото: Александр Ведерников, Коммерсантъ

Северомуйский тоннель был открыт 5 декабря 2003 года, проходит по Северо-Муйскому хребту в Бурятии на Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Является самым протяженным железнодорожным тоннелем в России, длина — 15,3 км. Ввод в эксплуатацию тоннеля позволил запустить постоянное движение грузовых поездов по БАМу. До этого их приходилось расцеплять и перемещать в обход по частям.

Подготовка к строительству тоннеля началась в 1975 году, в общей сложности тоннель строили 26 лет. В работах участвовали около 4,9 тыс. человек. Максимальная глубина тоннеля от поверхности составляет около 1 км, диаметр тоннеля — 9,5 м. Тоннель пропускает 16 пар поездов в сутки.

Во время строительства произошло несколько аварий, всего погибли 57 человек. Самая крупная авария произошла в 1979 году на западном участке, когда проходчики попали в участок древнего русла реки, из-за чего тоннель затопило, погибли 31 человек. Последствия аварии ликвидировали два года. Первый поезд по тоннелю прошел 21 декабря 2001 года.

В 2018 году в РЖД заявили о проектах строительства второго Северомуйского тоннеля. По словам генерального директора РЖД Олега Белозерова, это позволило бы увеличить провозную способность на участке БАМа с 16 млн до 100 млн тонн грузов в год. В связи с эпидемией коронавируса в 2020 году работы по проекту были приостановлены. В 2021 году руководство РЖД запланировало возобновление работ по тоннелю не ранее 2024 года.

Вся лента