Пулково «приземлили» на родине
Как изменилась структура управления аэропортом
Владимир Путин забрал у иностранных компаний управление аэропортом Пулково. Президент подписал указ о создании ООО «Холдинг ВВСС», к которому теперь перейдет актив. Согласно документу, в собственности организации окажутся 100% долей кипрской компании, владевшей аэропортом с 2010 года. Уточняется, что такое решение принято «в связи с угрозой национальным интересам и экономической безопасности России». Эта опасность, говорится в документе, вызвана нарушением обязательств некими иностранными юридическими лицами.
В созданной президентом компании состав акционеров формально останется тем же, но российские сохранят право распоряжаться своими активами, а иностранные — нет. Вероятно, зарубежных акционеров лишили голоса, чтобы упростить управление Пулково, у которого были финансовые проблемы, заметил партнер юридической группы GRM Сергей Новиков:
«Компанией "Воздушные ворота Северной столицы" ("ВВСС"), которая как была, так и остается, владела иностранная Thalita Trading Limited. Ее уставный капитал делился на четыре части. Блокирующий пакет — 25,01% — принадлежал структурам ВТБ, 25% — немецкой компании Fraport, 25% — Российскому фонду прямых инвестиций и 24,99% — катарскому F3 Holding LLC.
"ВВСС" привлекла кредит на 14 млрд руб. от филиала ВТБ, который был зарегистрирован в Германии. По нему было заложено практически все имущество. Это предыстория. В сентябре 2023 года глава ВТБ Андрей Костин заявил, что ситуация с Пулково находится в управленческом тупике. Необходимо было принять ряд решений, однако это стало невозможным, потому что отдельные акционеры, как он утверждал, не голосовали.
Вполне возможно, речь шла о некоей реструктуризации долга по заемным средствам перед немецким филиалом ВТБ, где в обеспечении находились недвижимое имущество, оборудование, права требования».
Вместе с тем такое решение должно пойти на пользу аэропорту, считает главный редактор портала Aviaru Роман Гусаров: «Пулково стал неким экспериментом по привлечению инвесторов к развитию аэропортовой инфраструктуры в России на основе государственно-частного партнерства. Они совместно занимались реконструкцией объекта, а потом управлением им. Аэропорт получил и новый терминал, и развитие инфраструктуры, и рост пассажиропотока.
Но сейчас, в условиях санкций, когда западные инвесторы просто отстранились от участия в управлении, их присутствие является фактически номинальным. Никакой пользы в этом нет, наоборот, только один вред.
То есть, по сути, любые корпоративные решения ими блокируются просто потому, что их невозможно принять».
Немецкий Fraport после начала военных действий на Украине неоднократно заявлял, что хотел бы продать свою долю в управляющей компании Пулково, которую оценивают в €111 млн. Но сделать это до 2025 года запрещал концессионный договор.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".