«Это будет катастрофой для России, Украины и остального мира»
Взгляды Михаила Горбачева на вызовы холодной войны и проблемы СССР — в 10 цитатах
В этом проекте «Ъ» собирает цитаты политиков времен холодной войны о послевоенной реальности, конфликте систем и мирном сосуществовании. Герой десятого выпуска — последний генсек ЦК КПСС и единственный президент СССР Михаил Горбачев.
О гонке вооружений
«В ходу сегодня миф о советской или коммунистической “угрозе”, назначение которого — оправдать гонку вооружений, собственную агрессивность. Но становится все более ясным, что на военной тропе не найти разумных решений — ни международных, ни внутренних… Когда в мире накоплены огромные ядерные боезапасы и специалисты спорят лишь о том, сколько раз или десятков раз можно уничтожить человечество, самая пора начинать практический отход от балансирования на грани войны, от равновесия страха к нормальным цивилизованным формам взаимоотношений государств двух систем».
Из доклада ЦК КПСС XXVII съезду Компартии СССР, 25 февраля 1986 года.
О Чернобыльской АЭС
«Авария на Чернобыльской станции, реакция на нее стали своего рода проверкой политической морали… Правящие круги США и их наиболее усердные союзники усмотрели в происшествии лишь очередную возможность поставить дополнительные преграды на пути развития и углубления диалога между Востоком и Западом, оправдать гонку ядерных вооружений… Мы восприняли эту трагедию совсем по-другому. Мы понимаем, это еще один удар колокола. Еще одно грозное предостережение о том, что ядерная эпоха требует нового политического мышления и новой политики».
Из выступления на центральном телевидении в связи с аварией на АЭС, 14 мая 1986 года.
О правде
«Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении. Это, если хотите, залог государственного, пронизанного чувством ответственности отношения к делу десятков миллионов рабочих... исходный пункт психологической перестройки наших кадров. Иной раз приходится слышать призывы поосторожнее говорить о наших недостатках и упущениях, о трудностях, неизбежных в любой живой работе. Ответ тут может быть только один, ленинский: коммунистам всегда и при всех обстоятельствах нужна правда».
Из доклада ЦК КПСС XXVII съезду Компартии СССР, 25 февраля 1986 года.
О перестройке
«Я бы поставил знак равенства между словами “перестройка” и “революция”. Наши преобразования... это настоящая революция во всей системе отношений в обществе».
На совещании актива Хабаровской краевой парторганизации, 31 июля 1986 г.
Об имперских амбициях
«Американцы думают, что они вырвутся через космос, добьются военного превосходства и реализуют идею одного президента, который сказал: “Кто будет господствовать в космосе, тот будет господствовать на Земле”. Мы продолжаем иметь дело с имперскими амбициями. Но мир не тот. Мир не хочет быть вотчиной США, он не будет вотчиной и СССР. Каждая страна имеет право на свой выбор, на свою идеологию, на свои ценности. Если мы не признаем это, тогда нет международных отношений. Тогда есть хаос и кулачное право. Мы с этим не согласимся никогда… Надо пожелать нашим американским партнерам осознать реальность».
На пресс-конференции по итогам переговоров с президентом США Рональдом Рейганом в Рейкьявике, 12 октября 1986 года.
О сокращении вооружения
«У нас на глазах возникает новая историческая реальность — поворот от принципа сверхвооруженности к принципу разумной достаточности для обороны… СССР принял решение о сокращении своих вооруженных сил. В ближайшие два года их численный состав уменьшится на 500 тыс. человек, существенно сократится и объем обычных вооружений... Эти сокращения будут проведены в одностороннем порядке... Принимая эти принципиальной важности решения, советское руководство выражает волю народа, занятого глубоким обновлением всего своего социалистического общества».
На выступлении на Генассамблее ООН, 7 декабря 1988 года.
Об окончании холодной войны
«США и СССР обречены на диалог и сотрудничество. Иного не дано. Но надо избавиться от взгляда друг на друга как на врагов. Пока это сидит в наших мозгах. И нельзя смотреть на наши отношения только в военном ключе».
В разговоре с президентом США Джорджем Бушем-старшим на Мальтийском саммите, 3 декабря 1989 года.
О судьбе Германии
«Вы утверждаете, что мы не доверяем немцам. Но почему же тогда мы дали добро их стремлению к объединению? Зажечь красный свет мы могли — механизмы у нас были. Однако предоставили им возможность сделать свой выбор демократическим путем. Вы же говорите, что доверяете ФРГ, а тянете ее в НАТО, не позволяете самой определить свою судьбу после окончательного урегулирования. Пусть она сама решает, в каком союзе ей состоять... Тут не должно быть неясности. Мы никого не боимся — ни США, ни ФРГ. Просто мы видим необходимость изменения отношений, ломки негативной и создания конструктивной модели в отношениях блоков».
В разговоре с президентом США Джорджем Бушем-старшим во время визита в США, май 1990 года.
О судьбе Украины
«Если кто-то в Украине заявит о выходе из Союза и кто-то выступит в поддержку этого, тогда это будет означать, что 12 млн русских и представителей других народов становятся гражданами иностранного государства. Крым уже объявил, что, если Украина отдалится от Союза, Крым пересмотрит статус Крыма в Украине. Возникнет вопрос и по Донецку… Вокруг Ельцина есть силы, которые выступают за независимость России и возвращение всех русских земель, включая те, что находятся сейчас в Казахстане, Украине и других республиках. Если начнет разворачиваться этот процесс, это будет катастрофой для России, Украины и остального мира».
В телефонном разговоре с президентом США Джорджем Бушем-старшим, 30 ноября 1991 года.
О судьбе СССР
«Я рассуждаю и спрашиваю: как понимать коммунистов? Они считают, что путч совершен “в целях защиты СССР” от его развала. А при обсуждении беловежских соглашений призывали: голосуйте за развал Союза. Да никаких мыслей о судьбе Союза ни у тех, ни у других, ни у третьих не было. Шкурные интересы, карьеристские планы затмили головы этим горе-политикам. Распад СССР, его уход с мировой политической арены сразу изменил всю ситуацию в мире, расстановку сил, и у многих появилось искушение половить рыбу в мутной воде. В том, что мир не распорядился шансами, которые открыли перестройка, новое мышление, конец холодной войны, виноваты все».
На конференции «Перестройка. 20 лет спустя», 26 октября 2004 года.