«За совершение правонарушения они несут ответственность как пешеходы»

Адвокат Алексей Иванов — о росте ДТП с участием электросамокатов

Ежедневно электросамокатами в Краснодаре пользуются около 5 тыс. человек. При этом число ДТП с участием электросамокатов и других СИМ (средства индивидуального передвижения) в городе растет. Власти намерены наладить взаимодействие с кикшеринговыми компаниями и «продумать до мельчайших деталей модернизацию этого вида передвижения». Управляющий партнер адвокатского бюро «Правовой статус» Алексей Иванов считает, что для обеспечения безопасности пешеходов нужно совершенствовать законодательство, а также создавать для передвижения электросамокатов специальные места.

Алексей Иванов

Фото: предоставлено автором

«Проблема видится в нескольких плоскостях. В юридической это выглядит так. Законодатель определяет участников дорожного движения как лиц, принимающих непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. А транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства) как "средство индивидуальной мобильности".

Кем из участников дорожного движения являются лица, управляющие СИМ? Исходя из логики законодателя, техническое средство, передвигающееся по пешеходным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон, приравнивается к пешеходу.

Вместе с тем СИМ — источник повышенной опасности, а его эксплуатация сопряжена с возможностью причинения тяжкого вреда пешеходам вплоть до летального исхода. На лиц, управляющих СИМ, не распространяется уголовная ответственность за управление в состоянии опьянения, оставление места совершения ДТП. Более того, отсутствует и специальная норма об административной ответственности указанной категории участников дорожного движения. За совершение правонарушения они несут ответственность как пешеходы. Это очевидное недоразумение.

В 2023 году ужесточились правила движения для СИМ: движение разрешается со скоростью не более 25 км/ч; предписывается не создавать помех и препятствий пешеходам, не перевозить пассажиров и детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест, не пересекать дорогу по пешеходным переходам и др. Тем не менее это не решает проблему безопасности передвижения, а количество пострадавших от СИМ растет. Очевидно, что действующее законодательство подлежит доработке.

С практической точки зрения СИМ бесшумны, имеют высокую скорость, передвигаются по пешеходным тротуарам, их маневры трудно предсказуемы, вследствие чего вызывают опасность для пешеходов. Как пешеходы должны передвигаться по пешеходным тротуарам, так и сложные и опасные технические средства должны передвигаться по специально отведенным местам, не создавая опасности для других участников дорожного движения.

Дело в том, что в городе отсутствуют специально приспособленные места для СИМ, поэтому электросамокаты передвигаются по пешеходным тротуарам и по проезжей части, создавая опасность и для пешеходов, и для водителей. Властям нужно создавать специальные места для СИМ и разводить их с пешеходами.

Решение проблемы возможно и в политической плоскости. В этом году жители Парижа высказались в поддержку запрета аренды электросамокатов. Правда, для этого пришлось назначать и проводить референдум. Референдум — это давно забытое явление прямой демократии, в ходе которого решение принимается на основании волеизъявления граждан по наиболее значимым вопросам в том числе регионального или местного значения.

Краснодарские власти предпочитают "наладить взаимодействие с кикшеринговыми компаниями" и "продумать до мельчайших деталей модернизацию этого вида передвижения". Полагаю, что модернизировать нужно не вид передвижения, а законодательство, и создавать специальные места для передвижения СИМ».


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента