Российский СПГ расправил плечо
Поставки в Европу побили исторический рекорд
Экспорт российского СПГ в Европу в ноябре оказался самым высоким за всю историю — 1,75 млн тонн, в то время как поставки в Китай сильно снизились. В целом ноябрьский экспорт СПГ из РФ находится на высоком уровне в 2,914 млн тонн, лишь немногим уступая годовому максимуму. За январь—ноябрь РФ экспортировала 29,12 млн тонн СПГ, что на 2,5% меньше, чем годом ранее. Переориентацию поставок СПГ из России аналитики объясняют заторами на Панамском канале, приведшими к тому, что экспортеры, имеющие более короткое транспортное плечо, включая РФ, предпочли рынок Европы азиатскому.
Экспорт российского СПГ в Европу в ноябре побил исторический рекорд, достигнув 1,75 млн тонн, следует из данных Kpler. Предыдущий рекорд — 1,737 млн тонн — был поставлен в декабре 2022 года. В целом в ноябре отгрузки СПГ из РФ выросли на 9,3% год к году, составив 2,914 млн тонн.
Наибольшие объемы в ноябре уходили во Францию, куда с завода НОВАТЭКа «Ямал СПГ» было отгружено шесть партий, и в Бельгию, куда десять партий поступили со среднетоннажного завода НОВАТЭКа «Криогаз-Высоцк».
Вместе с тем поставки в Китай в ноябре резко сократились, до 0,1 млн тонн, в то время как в прошлом месяце в страну было поставлено 0,8 млн тонн.
Япония и Южная Корея в ноябре продолжали полностью выбирать свои номинации по долгосрочным контрактам с «Сахалином-2» «Газпрома»: поставки с завода в Японию выросли на 22% год к году, до 0,64 млн тонн, а в Южную Корею — на 50% до 0,28 млн тонн.
Ноябрьские фьючерсы на газ в Европе в некоторые дни были сопоставимы по цене или даже торговались выше, чем спотовые поставки СПГ в Азию. Этот факт с учетом значительно меньших расходов на транспортировку в Европу с Ямала делает европейский рынок привлекательным, отмечает независимый эксперт Александр Собко. Он добавляет, что китайская CNPC, покупатель ямальского СПГ, и прежде показывала себя и как трейдер, перенаправляя часть СПГ из своего портфеля на более рентабельные рынки и компенсируя эти объемы для китайского рынка в случае необходимости из других источников.
Виктор Катона из Kpler указывает на сильный рост импорта СПГ в Китай в ноябре в целом, поэтому перенаправление российских поставок, по его оценкам, вызвано не слабым китайским спросом, а большей привлекательностью европейского рынка.
За январь—ноябрь отгрузки из РФ составили 29,12 млн тонн, что на 2,5% меньше, чем годом ранее. В текущем году в июле и в августе на технологический ремонт останавливались основные СПГ-заводы РФ — «Ямал СПГ» и «Сахалин-2», из-за чего экспортные объемы начали восстанавливаться только к октябрю. За 11 месяцев в страны Азии из РФ было поставлено 14,78 млн тонн СПГ, в Европу — 18,8 млн тонн.
Европа становится все более зависимой от импорта СПГ, поскольку вынуждена замещать трубопроводный газ «Газпрома» — некогда главного поставщика в регионе. Российский СПГ не подвергался санкциям после начала военных действий на Украине, поэтому поставки в Европу продолжали увеличиваться на фоне высоких цен.
Однако санкции США были введены в отношении нового проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», их влияние на поставки СПГ на Европу в следующем году пока до конца неясно.
Виктор Катона объясняет рост поставок на рынок ЕС заторами в районе Панамского канала, которые сильно видоизменили основные потоки СПГ: экспортеры теперь предпочитают короткие логистические цепочки. Стоимость фрахта СПГ-танкеров в Атлантическом бассейне возросла до $160 тыс. за день, тогда как средний показатель в 2019–2022 годах — порядка $90 тыс. за день. «Таким образом, европейские покупатели максимизировали закупки из условно близлежащих стран — поставки из Соединенных Штатов растут с каждым месяцем, Алжир все еще в деле, Россия вышла на исторический максимум, в то время как Катар и другие удаленные страны сильно подсели»,— поясняет он.
Объемы экспорта СПГ из России в ноябре незначительно снизились по сравнению с октябрем и фактически повторили очень сильные результаты предыдущего месяца в 2,98 млн тонн, замечает Александр Собко. В пересчете на годовое исчисление, то есть, по сути, на текущую действующую мощность заводов по сжижению, уточнил он, ноябрьский экспорт составил почти 35 млн тонн в год, «хотя понятно, что фактические показатели по итогам года будут на 2,5–3 млн тонн ниже за счет летних ремонтов».