Врачи расстроены неблагодарностью пациентов
Медики считают, что общество их не ценит
Российские медики встревожены негативным отношением общества к ним — такие результаты показал опрос профессионального сервиса «Справочник врача». Они полагают, что такое мнение о врачах формируется под влиянием массмедиа и соцсетей. Медики предупреждают, что негативные стереотипы о хамстве и вымогательстве со стороны врачей могут привести к опасному самолечению и плохо влияют на приток молодых кадров в профессию. Впрочем, в Минздраве не видят «тренда на целенаправленное негативное освещение работы медиков».
В ноябре профессиональный сервис «Справочник врача» опросил медиков о том, как они оценивают образ врача в массмедиа и общественном сознании. На вопросы сервиса ответили 1667 медиков. Более половины (55%) считают, что российское общество в целом негативно относится к врачам, 37% видят положительное отношение, остальные «затруднились ответить». При этом 53% опрошенных видят, что отношение к врачам ухудшилось «в последние несколько лет». Еще 33% не заметили никаких изменений в последнее время, а 14% упомянули позитивные перемены.
Телевидение, интернет и социальные сети по большей части играют негативную роль в формировании образа врача — так считают 52% опрошенных. В массмедиа они чаще всего наблюдают (можно было выбрать несколько вариантов) безразличие врачей к пациентам (указали 57%), некомпетентность (62%), халатность (58,7%), желание заработать на пациенте, «развод» на дорогостоящее лечение и процедуры (47,6%), грубость и хамство (46,6%), образ «врача-убийцы» (36,5%), сговор с «большой фармой» (27,8%), взяточничество (25,5%), алчность (19,6%), пьянство на рабочем месте (13,6%), желание навредить (10,4%).
Такие стереотипы могут негативно повлиять на моральное состояние врачей и уменьшить их мотивацию к работе (34% опрошенных). Другие возможные последствия — снижение доверия пациентов к здравоохранению (25,5%), уменьшение притока молодых специалистов (10,3%), популяризация «псевдоврачей» (10%), распространение мифов и фейковой информации (7,3%), а также переход граждан к рискованному самолечению (6,2%). Интересно, что сразу 85% опрошенных уверены: негативные стереотипы о врачах влияют на выбор профессии школьниками.
Сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал согласен, что в «различных комментариях в соцсетях, в публикациях» фиксируется негативное отношение к врачам. Однако те же пациенты вспоминают и положительный опыт взаимодействия с врачами, отмечает он. «Но мне понятны результаты опроса. Действительно, любой несправедливый отзыв — пусть он даже будет один — глубоко ранит людей, которые часто работают в тяжелых условиях, практически жертвуя собой, своей личной жизнью,— говорит профсоюзный деятель.— Многие недостатки в работе медучреждений переносятся на конкретных врачей. Как будто бы виноваты именно они, а не та система, которая создана организаторами здравоохранения».
Социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов говорит, что отношение общества к системе здравоохранения «амбивалентное»: в последнее время есть улучшения, но доля критики все еще высока. А врач как «фронтир» этой системы «попадает под раздачу», считает господин Фирсов. Хотя эта ситуация «подвижная»: «В период пандемии мы видели, насколько вырос авторитет низовых медицинских структур — тех, кто напрямую общается с пациентами. Они пользовались в тот период наибольшим ресурсом доверия. Не думаю, что этот эффект завершился. Люди еще помнят».
Глава комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев тоже вспоминает, что в пандемию благодарность пациентов «не знала границ». Но теперь, по его мнению, в системе отношений «врач-пациент» наступили «медицинские будни»: «А система эта очень сложная. Я называю ее особой эмоциональной вселенной. Пациент поступает в больницу с аппендицитом, ему странно и страшно — вспоминаются все страшилки из прессы, а еще и живот болит. Тут врач и медсестры должны быть максимально эмпатичны. Надо поставить себя на место заболевшего». Депутат полагает, что только законодательными инициативами проблемы не решить: «Что касается повышения престижа профессии, то здесь много составляющих. В их числе — шаги к взаимодействию, взаимопониманию, взаимоуважению, которые могут делать и врачи, и пациенты, и журналисты».
Директор НМИЦ ЛРЦ, главный внештатный специалист по анестезиологии-реаниматологии Минздрава РФ Сергей Царенко полагает, что до пандемии уровень уважения к профессии врача оценивался «на тройку». Во время пандемии он приблизился к «пятерке», а сейчас «где-то на уровне четырех баллов». «Я не чувствую негатива от пациентов в отношении лично меня и окружающих меня врачей. До сих пор люди вспоминают с теплом нашу четкую, самоотверженную, красивую работу во время ковида. И мы живем в значительной степени на этом вотуме доверия, сформировавшемся мнении, которое пока не изменилось,— говорит господин Царенко.— Если потерять этот вотум доверия, пострадают в первую очередь не врачи. Мне очень жаль моих коллег, они испытывают пресс негативизма и прочее, но еще и очень жаль пациентов. Если люди не верят врачу, то он может им помочь в лучшем случае в половину своих возможностей».
В Минздраве РФ тоже напоминают, что в период пандемии «был отмечен рост положительных оценок деятельности медработников, уважение и количество положительных отзывов о медицинских работниках существенно выросло». Но и после пандемии «интерес и внимание к медицинским работникам и темам здравоохранения со стороны СМИ сохраняется на высоком уровне» — число публикаций на эту тему по сравнению с допандемийным 2019 годом выросло более чем в 4 раза. «В настоящий момент тренда на целенаправленное негативное освещение работы медиков нет,— уверены в министерстве.— Представленные данные опроса пользователей отдельно взятого интернет-ресурса не являются репрезентативными для оценки того, как врачи оценивают образ врача в массмедиа и общественном пространстве. Необходимо также делать поправку на то, что врачи не являются специалистами в оценке работы СМИ и общественного мнения, они чаще всего не обладают необходимыми инструментами для мониторинга и анализа медиапространства. И таким образом, результат этого опроса может являться лишь представлением частного мнения отдельных респондентов, не являющихся экспертами».