Штрафы без барьеров
“Ъ” узнал, сколько водителей не оплачивают проезд по магистралям
Более 1 млн штрафов за неоплату проезда по платным магистралям вынес Ространснадзор в 2023 году, выяснил “Ъ”. Большую часть постановлений получили пользователи Центральной кольцевой дороги (ЦКАД) и М-12 «Восток». При этом 34% штрафов были отменены, поскольку автовладельцы успели погасить долг. Львиная доля водителей наказаны из-за собственной невнимательности, считают эксперты, граждане еще не привыкли к системе «Свободный поток», когда заехать на платную трассу можно без шлагбаума. Стараясь избежать оплаты проезда, ряд водителей ездят с заляпанными грязью номерами — для распознавания таких транспортных средств используется софт с элементами нейросети.
Ространснадзор и госкомпания «Автодор» по запросу “Ъ” раскрыли статистику о водителях, не оплативших проезд по платным дорогам. Это нарушение фиксируется в основном на трассах с системой «Свободный поток», где действует безбарьерный проезд, а средства списываются со счета пользователя (например, ЦКАД и М-12). Закон дает водителю пять дней на оплату долга, и, по статистике «Автодора», 95% водителей укладываются в этот срок. Если долг не оплачен, то материалы передаются в Ространснадзор для вынесения штрафа по ст. 12.21.4 КоАП (1,5–5 тыс. руб. в зависимости от типа транспортного средства). После уведомления водителю дается еще 20 дней, и если он оплатит долг за проезд, то штраф будет отменен.
Как оказалось, с 1 января по 27 ноября 2023 года Ространснадзор вынес в общей сложности 1,05 млн штрафов по ст. 12.21.4 КоАП.
Подавляющее большинство — 963,5 тыс.— пришлось на неоплаченный проезд по ЦКАД и М-12. Но 327,6 тыс. из них были отменены, поскольку граждане погасили образовавшийся долг в течение 20 дней. В итоге Ространснадзор направил для принудительного взыскания в Федеральную службу судебных приставов лишь 20% штрафов с ЦКАД и М-12.
На столичные дороги с системой «Свободной поток» пришлось 87 тыс. штрафов. Так, на Московском скоростном диаметре (проезд стоит 950 руб. для транзитных пользователей, жители столицы и Московской области не платят) было вынесено 77,2 тыс. постановлений. В дальнейшем 28,4 тыс. были отменены в связи с оплатой. За проезд по проспекту Багратиона (стоит 600 руб. для всех водителей) вынесено 10,3 тыс. постановлений, 501 — отменено.
С автомобилистов, которые не оплатили проезд по истечении 20 дней, «Автодор» взыскивает долг в рамках Гражданского кодекса.
В 2023 году госкомпания направила более 334 тыс. досудебных претензий, из них добровольно оплачено 252 тыс.
Когда водитель не реагирует, госкомпания обращается в суд — в 2023 году было направлено 45 тыс. исковых требований; к настоящему моменту, говорит госкомпания, 15 тыс. из них уже удовлетворены. Впрочем, более 4 тыс. судебных решений пришлось направить приставам для принудительного взыскания. «Госкомпания прилагает все усилия, чтобы должники погашали свою задолженность добровольно, без привлечения ФССП,— заявили в "Автодоре".— Безусловно, все судебные решения будут исполнены. В настоящий момент госкомпания также активно взаимодействует с банковскими учреждениями по взысканию задолженности».
Часть водителей скрывают госномера от камер, чтобы не платить за проезд, но проблема, судя по данным «Автодора», не носит массового характера: таких автомобилистов не более 1% на ЦКАД и не более 0,5% на М-12. Напомним, согласно ст. 12.2 КоАП, за нечитаемый номерной знак (например, заляпанный грязью) применяется штраф 500 руб. Если же он снят или скрыт, водителю грозит лишение прав на срок до трех месяцев или штраф 5 тыс. руб. «В целях сокращения нарушений регулярно проводятся рейды ГИБДД,— рассказали в "Автодоре".— В случае выявления факта проезда с нечитаемыми знаками оператор проводит комплекс мер по идентификации транспортного средства. В большинстве случаев ТС идентифицируется и задолженность выставляется владельцу». «Для распознавания грязных номерных знаков мы применяем отечественный софт,— рассказал “Ъ” гендиректор ООО "Единый оператор" (эксплуатирует ЦКАД и М-12) Марсель Нигметзянов.— Нейросеть на основе машинного зрения анализирует каждый номер и пытается дораспознать то, что было не распознано в момент проезда под рамками, чем существенно уменьшает процент нераспознанных транспортных средств».
Большая часть оштрафованных водителей, скорее всего, просто не поняли, что выехали на платную дорогу, уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Во-первых, объясняет он, навигаторы часто автоматически ведут на платные участки, а уведомления, как правило, недостаточно информативны. Эксперт предлагает искусственно замедлять скорость на съездах на ЦКАД-М12 и устанавливать там большие информационные щиты «Это — платная дорога». «В силу своей невнимательности водители не сразу понимают, что едут по платной дороге. Тем более что шлагбаумов нет»,— соглашается член общественного совета при МВД Игорь Моржаретто. Знакомый с ситуацией собеседник “Ъ” добавляет, что количество неплательщиков может расти из-за наплыва на М-12 и ЦКАД водителей из регионов, где еще не привыкли к платным дорогам.
В конце декабря, напомним, «Автодор» планирует открыть несколько участков М-12 между Арзамасом и Казанью, где будет действовать система «Свободный поток». А с 1 сентября 2024 года вступит в силу закон, по которому штрафы за проезд по региональным платным дорогам будут устанавливать местные власти, а ст. 12.21.4 КоАП будет применяться лишь на федеральных трассах.