Расходы федерального значения
Накануне старта президентской кампании партии тратили больше, чем зарабатывали
В третьем квартале 2023 года российские партии зарабатывали больше, чем в тот же период 2022-го, но еще больше тратили, следует из партийных финансовых отчетов, опубликованных Центризбиркомом РФ. В общей сложности они привлекли без малого 1,3 млрд руб.— в два раза больше, чем годом ранее. Общая же сумма расходов составила более 5 млрд руб., и это тоже превышает прошлогодние показатели, хотя и не так значительно (на 28%). Партийные поступления и траты третьего квартала-2023 следует оценивать уже через призму предстоящей федеральной кампании-2024, поясняет эксперт.
Доходы большинства российских партий в третьем квартале этого года значительно выросли по сравнению с прошлым годом, следует из финансовых отчетов, которые опубликовал на прошлой неделе Центризбирком РФ.
Традиционно лидирующая по объему собранных средств «Единая Россия» привлекла на свои счета 935 млн руб.— в два раза больше, чем годом ранее (тогда было 474 млн руб.). Парламентская оппозиция жила на порядок скромнее: ЛДПР собрала 39 млн руб., КПРФ — 32 млн, «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) — 28 млн, а «Новые люди» — чуть менее 10 млн. Зато в первую тройку по доходам вошли сразу две непарламентские партии — «Гражданская сила», собравшая без малого 77 млн руб., и «Яблоко» (61 млн руб.).
Однако в целом у думской оппозиции дела шли лучше, чем в прошлом году, ведь тогда доходы КПРФ за аналогичный период упали до 17 млн руб., а у СРЗП и «Новых людей» — до 6 млн и 2,9 млн руб. соответственно. Но самый впечатляющий рост в 2023-м показала та же «Гражданская сила», у которой год назад поступления в третьем квартале составили всего 6 тыс. руб. Бюджет «Коммунистов России» за тот же период вырос почти в 10 раз — с 4 млн до 38 млн руб.
На расходах партий ежеквартальный доход отражался нелинейно, хотя традиционно в июле—сентябре они тратили больше, чем зарабатывали, ведь именно на третий квартал приходится финальная часть региональной избирательной кампании.
Общие расходы партий за этот период, подсчитали в Центризбиркоме, составили около 5 млрд руб. (годом ранее — 3,9 млрд), из них непосредственно в избирательные фонды перечислено 570 млн руб.
Больше всех — 3,2 млрд руб. — потратила «Единая Россия», львиная доля этих средств (2,4 млрд) ушла в региональные отделения партии. Еще 414 млн руб. единороссы потратили на пропаганду, а третья по объему расходная статья партии власти — содержание руководящих органов (335 млн руб.), и эти траты сохраняют стабильность. А вот бюджет публичных мероприятий за год вырос в шесть с лишним раз: с 8,7 млн до 60 млн руб. У партий парламентской оппозиции содержание региональных отделений тоже оставалось основной статьей расходов, но при этом КПРФ и «Новые люди» сделали дополнительную ставку на пропаганду (квартальный бюджет — 33 млн и 10 млн руб. соответственно), а СРЗП — на благотворительность (на нее партия потратила 26 млн руб.). И «Гражданская сила», и «Коммунисты России» практически все полученные деньги перечислили в избирательные фонды.
Политолог Александр Кынев считает, что рост партийных бюджетов в этом году вполне обоснован: если в 2022 году было всего шесть кампаний по выборам региональных парламентов, то в этом — в три с лишним раза больше, так что политикам было на что тратить деньги.
Однако в целом с деньгами у партийцев в последнее время стало совсем плохо, все экономили на чем могли, отмечает эксперт,— особенно если говорить о непарламентских партиях, которые не получают денег из бюджета.
Резкий рост доходов «Коммунистов России» господин Кынев связывает с недавней сменой партийного менеджмента (весной 2022 года Максима Сурайкина на посту председателя сменил Сергей Малинкович): не обязательно у партии стало больше денег, возможно, там просто стали более добросовестно относиться к отчетам, рассуждает политолог. А вот «Гражданская сила» ни в одной публичной кампании в этом году не была замечена, указывает Александр Кынев, поэтому не исключено, что здесь были использованы какие-то дополнительные схемы финансирования.
Все идет в полном соответствии с электоральным циклом, уверен партнер консалтингового бюро Т&М Гарегин Митин: партии начинают копить средства к предстоящим президентским выборам, и традиционно рост пожертвований и взносов начинается задолго до официального старта федеральной кампании (он намечен на середину декабря 2023-го). Многие партии уже заявили о своем участии в президентских выборах-2024, напоминает эксперт. Рост доходов и расходов непарламентских партий, по его мнению, тоже следует оценивать через призму предстоящей федеральной кампании.