Дорогу осилит летящий
Зачем российскому беспилотию нужен маркетплейс?
Генеральный директор и основатель компании «Флай Дрон», участник общественно-экспертного совета национального проекта «Беспилотные авиационные системы» Никита Данилов не сомневается, что в нынешних условиях маркетплейс способен стать настоящим драйвером для российской беспилотной индустрии, объединив под своим крылом малых и больших игроков и дав государственным структурам дополнительную возможность для мягкого регулирования рынка.
В последнее время не только в кулуарных беседах, но и в публичных комментариях представителей экспертного сообщества стали проскакивать пессимистические нотки на тему будущего отрасли российского беспилотия. Легкий минорный настрой связан с тем, что, несмотря на запущенный национальный проект «Беспилотные авиационные системы» и колоссальные бюджеты, выделяемые государством для его реализации, бОльшая часть игроков рынка, не говоря уже о простых «дроноводах», пока не имеет четкого видения по эффективной монетизации своих ноу-хау в гражданском сегменте на фоне ограничений на полеты, действующих во многих регионах. Иными словами, есть риск построить или закупить сколько угодно беспилотников, заместить в них бОльшую часть зарубежных комплектующих, подготовить целую армию специалистов, но при этом не суметь обеспечить работой всю эту технику и людей — а значит, получить в итоге экономически неэффективную отрасль.
Безусловно, здравое зерно в таких опасениях есть. Однако инструмент, способный преодолеть обозначенные вызовы, грозящие встать перед индустрией в полный рост, уже существует. Это беспилотный маркетплейс FlyMarket, который успешно функционирует с апреля 2022 года на цифровой платформе «Флай Дрон»: здесь каждый владелец воздушного беспилотника, будь он юридическим или физическим лицом, может найти заказчика, который предложит работу для его аппарата на территории нашей страны. Таким образом, взаимодействие на этой площадке продавцов и покупателей беспилотных услуг, будучи масштабированным на весь рынок, может создать синергетический эффект для индустрии в целом. К примеру, навыки обучаемых в том числе за государственный счет внешних пилотов проще всего коммерциализировать именно здесь, ведь если операторы гражданских дронов не смогут применять свои умения на коммерческой основе, зачем вообще учить их в рамках национального проекта? Необходимо дать возможность зарабатывать деньги всем «поставленным на крыло». И мы ее уже предоставляем.
В то же время маркетплейс готов выдавать данные для Государственной информационной системы промышленности Минпромторга РФ — это позволит органам исполнительной власти не только контролировать целевое использование средств, в той или иной форме выделяемых компаниям из «беспилотного» бюджета, но и, анализируя полученный массив данных, планировать дальнейшее развитие отрасли в необходимом государству ключе.
Технически FlyMarket устроен следующим образом: при регистрации компания или физическое лицо заполняют учетную карточку, в которой указывают набор выполняемых ими типовых работ с конкретными примерами, стоимость выполнения каждой миссии и регионы с возможностью оказания этих услуг. По всем этим параметрам на маркетплейсе также можно производить поиск и фильтрацию результатов, то есть найти работу или работника с дроном наперевес получится буквально за несколько кликов. При оформлении сделок стороны заключают договор в электронном виде, автоматически составляющийся из «цифрового конструктора» и обладающий юридической силой. Документ автоматически генерируется на основе условий заказа либо подгружается заказчиком в виде собственной версии (важное требование: участник проекта должен иметь российский ИНН).
Какие же миссии заказывают и выполняют участники, зарегистрированные на маркетплейсе? БОльшая часть сегодняшних трендов связана с воздушным мониторингом: не только аэрофотосъемкой и обычной воздушной съемкой, но и наблюдением за различными инфраструктурными объектами: от ТЭКа до строительных площадок. Растет и число заказов, связанных с полетами агродронов — учитывая частичную либерализацию воздушного законодательства, благодаря которой с 1 марта 2024 года исчезнут многие бюрократические препоны, рост полетов в этой области ожидается прямо-таки взрывной. Кроме того, в краткосрочной перспективе количество производимых беспилотных летательных аппаратов указанной специализации, очевидно, вырастет до нескольких десятков тысяч в год, поскольку их использование повышает эффективность работы сельхозпроизводителей на 5–10%.
Далее на повестке дня окажется аэрологистика. Сперва логистика грузов и доставка их в труднодоступные районы, затем доставка «последней мили», затем межрегиональные и внутригородские перевозки дронами, а там недалеко и до аэротакси. Если размышлять в духе визионерства, то представляется, что со временем беспилотные воздушные перевозки людей выделятся в отдельный сегмент маркетплейса, превратившись в своеобразный воздушный аналог компании Uber.
Помимо прочего, в функционал платформы FlyMarket заложена возможность купить или продать дрон, застраховать его в ведущих страховых компаниях, быстро и удобно оформить все необходимые документы для получения разрешения на полет. Мы уверены, что маркетплейс — априори перспективное направление деятельности, а после того как ограничения на полеты беспилотников будут сняты (как бы «дронопессимисты» ни унывали на этот счет, рано или поздно это произойдет, причем для ряда секторов, включая аграрный, скорее рано), инвестиции в подобный проект будут окупаться довольно быстро.
При этом отрасли не требуется большое количество таких платформ, поскольку их «неконтролируемое размножение» приведет к невозможности корректно масштабировать рынок. На сегодняшний день хватит одной, но качественной, интегрированной с соответствующими государственными системами, дающей возможность верификации, контроля и подтверждения компетенций эксплуатантов. По итогу в выигрыше окажутся все, а российское беспилотие получит дополнительный драйвер развития.
В ноябре Государственная транспортная лизинговая компания выразила намерение создать собственный маркетплейс с функционалом, во многом аналогичным платформе FlyMarket, и это решение стало для нас мощным стимулом к сотрудничеству. Партнерство в этом случае может оказаться для всех игроков более полезным, чем традиционная конкуренция, и, возможно, камнем преткновения не станет — наработанные нами уникальные компетенции лягут в основу интеграции проектов на условиях взаимной выгоды, ведь сегодня на беспилотном российском рынке нет других действующих маркетплейсов, кроме FlyMarket. А в остальном дорогу осилит летящий.