«Сила Сибири-2» не опережает ожидания
Юрий Барсуков о неясных сроках реализации важнейшего проекта «Газпрома»
Последний месяц зимы означает для «Газпрома» и последнюю надежду подписать в этом году контракт с Китаем по «Силе Сибири-2». Этот газопровод, который должен пройти через Восточную Сибирь в Монголию и затем в Китай, не только позволил бы «Газпрому» продавать 50 млрд кубометров в год на экспорт, но и получить крупный рынок на востоке России, газифицировав крупнейшие города. Учитывая потерю 80% поставок в Европу, важность этого проекта для компании сложно переоценить: «Сила Сибири-2» является фактически единственным реальным способом продать газ уже разработанных месторождений ЯНАО, для которых сейчас нет другого экспортного рынка.
В 2014 году в менее отчаянной ситуации, когда подписывался контракт с Китаем по первой «Силе Сибири», помогло личное участие в переговорах Владимира Путина. В октябре этого года президент РФ посетил Китай, но прорыва по газу достичь не удалось. Тогда помощник президента Юрий Ушаков обещал «в скором времени» появление «интересных и содержательных протоколов и соглашений» по линии правительств России и Китая. Поскольку через две недели премьер Михаил Мишустин направится в Пекин на регулярное заседание межправительственной комиссии, это, вероятно, будет последняя в этом году возможность зафиксировать прогресс в газовых переговорах.
На данный момент мне не удалось найти никаких свидетельств того, что этот прогресс существует. Пока можно констатировать лишь тот факт, что сократившаяся на 20% инвестпрограмма «Газпрома» на 2024 год явно не предполагает активных строительных работ по «Силе Сибири-2», и это несмотря на то, что компании по поручению президента нужно привести газ в Красноярск уже в 2028 году, а в Бурятию — к 2032 году.
Конечно, нужно сделать скидку на осторожность китайской стороны в освещении хода переговоров, а также тот факт, что финальные договоренности в любом случае потребуют подтверждения на высшем уровне. В конце концов, для Китая подобный долгосрочный контракт с Россией, который будет покрывать 13% его потребности в газе,— это в первую очередь политический, а не экономический вопрос. Руководство КНР в подобных обстоятельствах больше волнует не скидка на газ (хотя она и желательна), а уверенность в способности другой стороны исправно выполнять контракт, невзирая на любые обстоятельства, в течение следующих 40–50 лет. Очевидно, что именно в абсолютной надежности заключается главное конкурентное преимущество российского трубопроводного газа, так как сходную степень гарантий — технологических и геополитических — Китаю априори не может предложить больше никто. Поэтому у меня мало сомнений, что контракт по «Силе Сибири-2» в итоге будет подписан, но темп переговоров сейчас задает именно Китай.