Обновлено 6:17 , 05.12

Сибирь раскрутила франшизы

В регионах растет спрос на открытие бизнеса в сфере услуг и общепита

Спрос на покупку франшиз в Сибири в 2023 году восстановился после падения в 2022-м. За 10 месяцев он вырос на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее популярными стали франшизы пунктов выдачи заказов и служб доставки. Также отмечается повышенный интерес предпринимателей к бизнесу в сфере услуг и общепита, причем последний развивается как в сегменте фаст-фуда, так и в сегменте полноформатных ресторанов. Как отмечают аналитики, тенденция продиктована неопределенностью в экономике — в этих условиях бизнес чаще обращается к партнерской модели работы. При сохранении региональных мер поддержки бизнеса в следующем году ожидается рост рынка франшиз.

Среди лидеров по уровню интереса к франчайзингу в Сибири — Новосибирск, Красноярск и Иркутск

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

С начала 2023 года по октябрь спрос на готовый бизнес по модели франшизы среди предпринимателей Сибири вырос на 3% в сравнении с тем же периодом прошлого года, подсчитали для „Ъ-Сибирь“ аналитики Franshiza.ru. В 2022-м спрос на франшизы снизился на 6%.

Наиболее востребованными в этом году стали франшизы с вложениями от 300 тыс. до 1 млн руб. На эту категорию приходится 67% запросов, что немного меньше, чем годом ранее. На предложения стоимостью более 1 млн руб. спрос сохранился примерно на том же уровне, а вот на франшизы с инвестициями более 6 млн руб. спрос увеличился на 4 п.п. (в структуре за 2023 год эта категория занимает 12%).

Среди лидеров по уровню интереса к франчайзингу в Сибири — Новосибирск, Красноярск и Иркутск. Причем на Новосибирск приходится около 40% всех заявок на франшизы из Сибири, рассказали в Franshiza.ru. В структуре франшиз по виду бизнеса основная доля (около 50%) приходится на сферу услуг, 26% — на общественное питание, 13% — на торговые непродовольственные розничные сети и др.

«Спрос на франшизы непродуктовой розницы сокращается, но при этом сильные игроки сегмента продолжают свое активное развитие в основном в фэшн-сегменте. Связано это с популярностью онлайн-торговли и альтернативных форматов. При этом сервисы доставки, заказов, приложений для продажи товаров и услуг продолжают расти и набирать популярность. В топе также франшизы пунктов выдачи заказов и служб доставки»,— комментирует эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская.

Спрос на бизнес в сфере услуг и общепита в 2023 году также вырос, причем общепит развивается как в сегменте фаст-фуда, так и в сегменте полноформатных ресторанов. По России рост за 10 месяцев составил 28% год к году. Впрочем, как отмечает Анна Рождественская, интерес к заведениям шаурмы, растущий в последние несколько лет, несколько замедлился в 2023 году в крупных городах. Предприниматели ищут для себя новые концепции, опасаясь высокой конкуренции. По данным Franshiza.ru, спрос на франшизы заведений шаурмы в январе–октябре по России сократился на 23% год к году.

Продолжается развитие и «выращенных» в Сибири франшиз. По оценке Franshiza.ru на федеральный рынок за 2023 год вышло порядка 35–40 новых сибирских игроков.

Повышенный спрос на франшизы со стороны бизнеса „Ъ-Сибирь“ подтвердили в международной сети автосервисов Fit service. Компания в ноябре запустила формат станций в сегменте около 1,5 млн руб. «В 2023 году мы отмечаем заметный рост спроса на автосервисные услуги и недостаточное количество станций как в крупных городах, так и в небольших»,— комментирует руководитель отдела развития франчайзиноговой сети Fit service Александр Яско. Растущий спрос на франшизы в Сибири также отмечает сеть магазинов «Фасоль». Выход в пять новых регионов России на условиях франшизы в настоящее время обсуждает с партнерами сеть продуктовых магазинов из Новосибирска «Фермер-центр», сообщил „Ъ-Сибирь“ владелец бренда Илья Сухарев.

На спрос влияет программа акселерации бизнеса во франшизы, которую поддерживают региональные бюджеты, считает ведущий аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских. «Такими программами являются, к примеру, цифровая платформа МСП и региональные проекты „Мой бизнес“. Кроме того, в условиях, когда компании могут испытывать трудности с доступностью кредитов, как это было в 2022 году, альтернативой для роста бизнеса становится франшиза»,— считает он. В случае сохранения мер господдержки и высоких ключевых ставок в следующем году аналитики прогнозируют сохранение роста спроса на франшизы. При этом риски франчайзеров сохранятся (непредвиденные расходы, потеря возможности на собственное ценообразование и расторжение контракта). Наибольшие шансы на успех будут иметь франшизы, которые открываются в городах-миллионниках, отмечает Даниил Болотских.

Лолита Белова

Вся лента