Вдоль по рознице метелица метет
Рост заказов столкнулся с дефицитом курьеров
Обрушившийся на Москву в выходные сильнейший снегопад заметно повлиял на поведение потребителей. Посещаемость торговых центров и фитнес-клубов сократилась, зато вырос спрос на доставку продуктов и готовых блюд из ресторанов. Но удовлетворить все запросы из-за острого дефицита курьеров бизнесу не удалось. Кроме того, увеличившееся время поездок на такси сдерживало обороты водителей, несмотря на выросшие в полтора-два раза тарифы.
Показатель Mall Index (число посетителей на 1 тыс. кв. м площадей) в торговых центрах Москвы из-за снегопада в воскресенье, 3 декабря, сократился на 5% год к году и на 13% к 26 ноября, подсчитали для “Ъ” в Focus Technologies. Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова также говорит о сильном снижении посещаемости в минувшие выходные и на последней неделе ноября.
Трафик в фитнес-клубах Москвы, по оценкам президента Национального фитнес-сообщества Елены Силиной, сократился в воскресение на 7% к обычным значениям. Она связывает это со сложной транспортной ситуацией в снегопад и отсутствием расчищенных парковочных мест. Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева подтверждает, что многие клубы чистили территорию самостоятельно. «Платная парковка просто отсутствовала, клиенты опаздывали к своему времени по записи»,— говорит владелец сети салонов красоты «Лаки Лайк» и «Бигуди» Лялья Садыкова.
Одновременно ухудшение погоды привело к всплеску спроса на доставку.
В ресторанах «Якитория» количество заказов с доставкой на дом с 1 по 3 декабря увеличилось на 20%. В «Бургер Кинге» за всю прошлую неделю увидели рост на 5%. Во «Вкусвилле» говорят, что среднее количество заказов в день за последние две недели увеличилось на 12%. В «Яндекс Еде» сообщили, что в пятницу спрос вырос на 19% к предыдущей неделе, в субботу — на 21%. Данные за воскресенье в сервисе не представили. В Wildberries в первые дни декабря отметили резкий рост спроса на снеговые лопаты, добавив, что сроки доставки в пункты выдачи не изменились.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что сильная непогода обычно приводит к росту спроса на онлайн-доставку в два-три раза и более. Но о сопоставимом увеличении оборота в этот раз, по словам эксперта, речи не шло из-за дефицита курьеров. «Сервисы и в обычные периоды работают на пределе, увеличить загрузку в пиковые моменты не всегда возможно»,— объясняет он. Управляющий партнер «Моремании» Артем Ломизе также подтверждает, что курьеров не было и доставку в большинстве случаев приходилось ограничивать. Один из собеседников “Ъ” на ресторанном рынке говорит, что сервисы доставки лимитировали заказы из-за нехватки курьеров. В «Росинтер Ресторантс» (сети «IL Патио», «Планета Суши» и др.) указывают, что вывели дополнительный штат курьеров на работу в выходные.
В снегопад не только растет количество заказов, но и падает качество их исполнения, указывает партнер Data Insight Федор Вирин: «Дороги и проходы к домам забиты, скутеры и самокаты работают плохо, курьеры везут заказы дольше и привозят их холодными».
По его наблюдениям, потребители могут делать сразу несколько заказов, еще больше нагружая сети, а потом отказываться от них. Самих курьеров для работы в непогоду нередко приходится финансово мотивировать, добавляет господин Бурмистров. В «Яндекс Лавке» говорят, что доход курьеров на этой неделе вырос примерно на 60%. В «Яндекс Еде» добавляют, что в такие периоды курьер может доставлять сразу два заказа из соседних заведений, а в крайних случаях включается динамическое ценообразование. Тем не менее дефицит курьеров, по словам господина Бурмистрова, вынуждает сервисы ограничивать прием заказов. «Если они будут приняты, но окажутся не доставлены, это приведет к выраженной негативной реакции потребителей»,— указывает он.
Непогода привела и к повышению тарифов на такси. По оценкам, которые приводит «РИА Новости», утром 4 декабря стоимость поездки в Москве выросла в полтора-два раза, до 1,8–2,2 тыс. руб. Позже тарифы немного стабилизировались. Аналитик Газпромбанка Сергей Либин отмечает, что повышение тарифов в пиковые периоды спроса позволяет сервисам приблизить число заказов к количеству доступных машин. По его словам, оборот сервисов в такие дни должен расти, несмотря на подобное сдерживание спроса. Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус говорит, что самим водителям на практике не удается получить дополнительный доход — из-за ситуации на дорогах, так как сроки поездок растут и они берут меньше заказов.