Вход без паспорта

ЕБС и платформа «ГосТех» повышают доступность дистанционных услуг

В ближайшее время для обладателей биометрии станет доступна оплата недорогих покупок, а также проход в метро — для этого потребуется регистрация в Единой биометрической системе (ЕБС). Для повышения доступности госсервисов запущена и платформа «ГосТех». Обе инициативы развиваются по национальному проекту «Цифровая экономика», который реализуется по решению президента.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Лицом вышел

Одной из ключевых инициатив правительства по повышению доступности услуг стал запуск единой биометрической системы — это цифровая платформа, которая позволяет подтвердить личность человека по его уникальным характеристикам. За счет этого пользователь может получать услуги дистанционно или очно: без предъявления паспорта и других документов — пропуска или карты.

Сейчас технология по сбору и хранению биометрических данных реализована в виде Государственной информационной системы (ГИС). Система создана в 2018 году, а с этого года в нее включены все имеющиеся персональные данные от операторов, которые ранее собирали биометрию. Централизованное хранение избавляет от необходимости многократно регистрировать данные в разрозненных организациях, как это было ранее. Предполагается, что это повысит качество предоставления услуг и усилит информационную безопасность.

«Биометрия сильно упрощает клиентский сервис. Это абсолютно новый уровень комфорта, где человеку не нужно вводить пароль, предоставлять паспорт или банковскую карту для оплаты товара. Мы видим, что популярность такого простого и быстрого способа получения услуг растет. Ежедневно более 1 тыс. человек сдают свою биометрию через мобильное приложение»,— отмечает вице-премьер—глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Сейчас существует несколько способов регистрации биометрии: онлайн через мобильное приложение «Госуслуги Биометрия» и лично в банке (в будущем — в МФЦ).

Новые правила работы с биометрическими данными, которые собираются в единую систему, позволят гражданам с 1 января полностью контролировать свои биометрические профили. «В личном кабинете на портале Госуслуг и в приложении «Госуслуги Биометрия» с 1 января 2024 года будут отображаться все согласия на обработку биометрических данных, которые пользователь когда-либо давал частным организациям. Этими согласиями можно будет управлять в режиме онлайн. Если пользователь больше не хочет получать услуги конкретной организации по биометрии, то согласие можно будет отозвать в любой момент»,— сообщили в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.

Использование биометрии уже позволяет подтверждать личность пользователя при входе на портал «Госуслуги». Биометрию можно использовать в качестве второго фактора защиты аккаунта: распознавание лица происходит за несколько секунд и создает самый высокий уровень защиты — другой пользователь не сможет войти в аккаунт даже при наличии пароля и доступа к устройству.

Биометрия может применяться и для дистанционного получения сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), которая является цифровым аналогом собственноручной подписи. Документы, подписанные от руки и с помощью УКЭП, имеют одинаковую юридическую силу. Сертификат электронной подписи при помощи биометрии можно получить через сайты удостоверяющих центров, а также через бесплатное приложение «Госключ». Оно позволяет подписывать документы и совершать сделки, в том числе в сфере недвижимости.

Технология также позволяет открывать счета в банках дистанционно. Помимо этого, использование биометрии позволяет оформить виртуальную сим-карту. Подтверждение личности в офисе оператора связи при этом не требуется. В ближайшие месяцы по биометрии станет доступна оплата товаров и услуг — в пилотном режиме через систему СБП заработает биоэквайринг.

«Несмотря на то что оплата по биометрии — относительно новый способ совершения платежей, он успел зарекомендовать себя. Так, оплата по лицу уже применяется в Московском метрополитене и ряде торгово-сервисных предприятий нашей страны. Мы стремимся предоставить россиянам различные удобные и инновационные способы оплаты, применяя которые они смогут экономить свое время и при этом сохранять уверенность в безопасности транзакций. Биоэквайринг со временем также может занять свое место в числе других известных способов оплаты и будет развиваться совместными усилиями НСПК, ЦБТ и банков»,— рассказал заместитель генерального директора НСПК Владимир Трояновский.

Помимо этого, при помощи биометрии, зарегистрированной в ГИС ЕБС, скоро можно будет оплатить проход в метро. Сервис станет доступен клиентам, у которых есть сданная биометрия и установленное приложение «Метро Москвы» с привязанной банковской картой. В следующем году в России могут появиться новые биометрические сервисы: посадка на поезд без предъявления паспорта, проход в здания без пропуска по биометрии и другие.

«Что касается бизнеса, то он продолжит развивать коммерческие сервисы на основе биометрии. При этом сбор данных, их сохранность будет обеспечивать государство. Это позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей, освободив их от необходимости выполнять жесткие требования по работе с биометрией»,— отметил Евгений Стырин, заведующий Международной лабораторией цифровой трансформации в госуправлении НИУ ВШЭ.

В частности, внедрение оплаты и подтверждения возраста по биометрии на кассах самообслуживания позволит сократить очереди в магазинах и супермаркетах. За счет перевода клиентских операций в онлайн компании смогут сокращать внутренние издержки, минимизируют затраты на обслуживание офисов.

Платформа-конструктор

Еще одной крупной инициативой нацпроекта «Цифровая экономика» является развитие системы «ГосТех» — ИТ-платформы для создания государственных информационных систем и быстрого запуска цифровых сервисов. Информационные системы на платформе можно собирать по принципу «Лего» из готовых компонентов, что ускоряет внедрение новых сервисов. Мультитенантная архитектура платформы (то есть возможность изолированно обслуживать пользователей из разных организаций в рамках одного сервиса) позволяет обеспечить доступность сервисов на уровне 99,9%.

Создавать новые и серьезно модифицировать уже существующие федеральные государственные информационные системы с 1 апреля этого года можно только с помощью платформы. С 1 января 2024 года это правило распространится и на региональные системы.

Переход госинформсистем на «ГосТех» будет постепенным: в этом году на платформу будут переведены системы 24 федеральных ведомств и 11 региональных сервисов.

«Например, в 2024 году запланирована модернизация базы доноров крови с полным переходом на отечественное ПО на основе цифровой платформы "ГосТех"»,— заявила глава ФМБА России Вероника Скворцова.

До 2025 года на платформу переведут около 100 сервисов, среди которых ряд социально-массовых сервисов.

Такой подход позволит заместить импортное ПО в составе государственных информационных систем (всего их почти 4 тыс.) —платформа «ГосТех» строится исключительно на российских решениях, а ее «облако» базируется на геораспределенной системе отечественных ЦОДов.

«Платформа "ГосТех" является примером того, как Россия эффективно отвечает на глобальные вызовы. В условиях технологической трансформации, которая происходит на наших глазах, изменений мировой IT-индустрии и необходимости построения цифрового суверенитета решение о создании платформы было своевременным и верным. В сложившихся реалиях она позволила госструктурам не только сохранить темпы цифровизации, но и открыла для них новые возможности и перспективы»,— отметил первый заместитель министра Минспорта России Азат Кадыров.

Оператор платформы — ФКУ «ГосТех», созданное три года назад подведомственное учреждение Минцифры России. ФКУ «ГосТех» обеспечивает развитие платформы, сопровождает процесс создания и перевода ГИС, а также осуществляет методологическую поддержку и обучение по вопросам функционирования платформы «ГосТех».

Так, в рамках «ГосТех» была разработана и методика доменного проектирования — это практика системного проектирования государственных информационных систем и сервисов с учетом потребностей граждан и бизнеса, объединенных в один домен — область деятельности государственных органов, принадлежащая одной отрасли экономики и социальной сферы, имеющая общих клиентов. Всего было определено 18 государственных доменов: «Наука и инновации», «Спорт», «Здравоохранение», «Экология», «Образование», «Сельское хозяйство», «Строительство», «Соцзащита», «Туризм», «Госуправление», «Имущество», «Финансовая сфера», «Энергетика», «Промышленность», «Городская среда и ЖКХ», «Культура», «Транспорт», «Защита и безопасность».

Доменный подход учитывает межведомственное взаимодействие, потоки данных, технические возможности информационных систем для формирования надежной и безопасной архитектуры ИТ-систем домена. Сервисы домена проектируются по принципам клиентоцентричности, под которой, в свою очередь, подразумевается фокус на удовлетворение потребностей граждан или юрлиц при взаимодействии с госорганами.

«Важно отметить, что доменный подход позволяет повысить качество оказания госуслуг, упростить и сделать бесшовным взаимодействие граждан и бизнеса с государством. Это достигается за счет трансформации и реинжиниринга существующих процессов с применением современных цифровых технологий»,— добавляет первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Константин Цыганов.

При доменном проектировании проводится системный анализ не только потребностей граждан и клиентских путей, но также и особенностей ИТ-архитектуры госинформсистем, входящих в домен, и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность домена. Привлечение к проектированию доменов не только представителей ведомств, но и бизнеса, клиентов и экспертов отрасли позволяет разработать общий план развития домена и учесть пожелания всех участников процесса предоставления и получения услуг.

Вера Котельникова

АНО «Национальные приоритеты»

Вся лента