«На наших глазах бизнес клиентов устремился вверх»

Павел Кулаков — о развитии облачного рынка и причинах его постепенной сегментации

Спустя больше года после ухода из России зарубежных игроков рынка хранения данных и ускоренного перехода компаний на российские решения рынок продолжает активно расти. Драйверами роста остаются импортозамещение и переход бизнеса от собственной инфраструктуры к облачной, но не только. Гендиректор облачного провайдера Oxygen Павел Кулаков рассказал “Ъ”, какие тренды на рынке будут актуальны в 2024 году и в каких направлениях стоит развиваться компаниям.

Гендиректор облачного провайдера Oxygen Павел Кулаков

Фото: Предоставлено пресс-службой Oxygen

— К концу 2023 года Oxygen признан одним из самых быстрорастущих облачных провайдеров. Какие основные тренды повлияли на этот рынок в уходящем году?

— Можно выделить несколько трендов. Во-первых, активный переход в коммерческие облака крупного бизнеса. Если три-четыре года назад подобные проекты были на уровне пилотов и тестовых переносов отдельных stand-alone продуктов, то сейчас это разворачивание полноценных IT-инфраструктур уровня business-critical. Второй тренд — это массовая миграция в облака малого и среднего бизнеса. Основная причина — нехватка собственных капзатрат на обновление парка серверов. Третий же значимый драйвер роста рынка — это госсектор. Госкомпании стремительно наращивают свои вычислительные мощности в облаках, не боясь размещаться у частных компаний.

— Если говорить о конкретных сервисах и решениях Oxygen, то какие сейчас пользуются наибольшим спросом?

— Это как раз зависит от компаний, которые к нам обращаются. Например, малый и средний бизнес — это спрос на публичные облака. В этом сегменте пользуются спросом относительно бюджетные облачные платформы с базовым функционалом, а также с простым механизмом администрирования. Яркий тренд года — активный рост продуктов VDI (удаленные рабочие места). Этому способствует и наличие хорошего отечественного софта — и здесь большую роль сыграло эффективное импортозамещение ушедших ранее западных вендоров такой технологии.

Крупный же бизнес (финтех, ритейл, госкомпании) обращается в основном за сверхзащищенными private clouds. Здесь мы отметили интересную особенность: госсектор стал планировать свою работу в облаках в горизонте нескольких лет — это видно даже по государственным тендерам: раньше подобные случаи были единичными, а сейчас компании всерьез закладывают долгосрочные бюджеты на аренду облачных мощностей.

— На чем заказчики прежде всего акцентируют внимание при переходе в облако?

— Два ключевых критерия, на которые смотрят все клиенты прежде всего,— это надежность и безопасность облачной платформы, и Oxygen им полностью отвечает. Третий значимый для бизнеса критерий — это финансовая эффективность работы в коммерческом облаке. Сейчас сложно спрогнозировать даже на год вперед потребность в вычислительных мощностях. Еще сложнее гарантировать условия их закупки и сроки поставки, не говоря уже о поддержке. Добавьте к этому риски, связанные с колебанием курса валюты. Учитывая все это, инвестиции в российские облачные ресурсы становятся выигрышными и надежными. Благодаря «облакам» есть возможность построить план развития в горизонте до семи лет. Поэтому можно сказать, что приоритеты заказчиков не изменились, но изменился рынок, который готов им соответствовать.

— На рынке возрастает популярность «гибридных облаков». В чем их особенность и каким компаниям они подходят?

— Если мы говорим о сегменте среднего, большого и международного бизнеса, то будущее, безусловно, за построением и разворачиванием сложных гибридных решений. Уже сейчас подобным компаниям сложно решить все задачи в одном монооблаке — иногда необходимо разместить рабочие места отдельно, CRM-систему — отдельно и так далее. Это в том числе причина, по которой одному отдельно взятому поставщику невозможно стать монополистом на рынке. И именно те облачные провайдеры, которые смогут стать архитекторами гибридных решений, определяют тренд развития облачного рынка как такового. Нужно уметь создавать бесшовную связь между разными облачными платформами — это то, к чему стремится наша компания.

И этот тренд в том числе повышает спрос на IT-консалтинг от провайдеров — например, мы давно уже не являемся продавцами вычислительных мощностей. Ведь запросы заказчиков практически всегда включают в себя план миграции, интеграцию сторонних решений и другие значимые вопросы, которые мы также обязаны решать.

— Бытует мнение, что миграция в облако даже среднего размера компании — это дорого и небезопасно. Что миф, а что правда?

— Высокая стоимость — уже миф, особенно если сравнивать с построением собственной инфраструктуры. Сейчас компаниям нужно оценивать все процессы, которые сопутствуют построению или апгрейду собственной инфраструктуры: накладные расходы, закупку оборудования, персонал, эксплуатационные затраты, налоги. Если все это суммировать, то стоимость миграции в коммерческое облако выгоднее. Что касается безопасности данных, действительно, угроз сейчас немало, но решить вопрос с безопасностью миграции в облако должен сам облачный провайдер, это его прямая обязанность, в то время как при развертывании собственной инфраструктуры эта нагрузка целиком ляжет на заказчика. Платформа Oxygen оснащена всеми передовыми и сертифицированными ИБ-решениями.

— Сейчас правительство прорабатывает ужесточение требований к размещению информации российскими компаниями в зарубежных облачных хранилищах. Как это скажется на российском рынке?

— Мы видим, что российские компании перестали разворачивать инфраструктуру в зарубежных облаках еще с лета 2022 года из-за огромного риска отключения от собственных данных или блокировки доступа к ним. В отрасли уже в 2022 году сложилось общее понимание, что российские регуляторы могут в любой момент запретить со своей стороны обработку данных за границей, а быстро осуществить миграцию практически невозможно. Поэтому к концу 2023 года значительная доля рынка, включая частный бизнес, перевела хранение данных в Россию.

Если компании работают на международном рынке, то бизнес выбирает дружественные резиденции, например размещение у провайдеров в Казахстане, Армении и т. д. Нужно признать, что в обычное время на такую перестройку ушли бы годы, и то наверняка бы остались компании с данными и разработками в облаках у западных IT-компаний. Подобное — отличный пример зрелости российского рынка облачных решений и продуктов.

— Oxygen активно развивается в регионах России. Что необходимо компаниям в регионах? С какими вопросами и задачами они обращаются?

— Становление Oxygen как игрока федерального масштаба — это действительно большой проект, который можно назвать необходимым. Первым шагом стала Тюмень, где мы открыли свой хаб и развернули мощности, также открыли большой кластер в Екатеринбурге, в процессе сейчас Новосибирск и Санкт-Петербург. Значимость регионов становится все очевиднее, бизнес и промышленные предприятия там активно развиваются. Также нельзя упускать тренд на разворот всей экономики России с запада на восток, в связи с чем крупные компании открывают все больше представительств в удаленных от Москвы городах. Зачем им хранить и обрабатывать данные в Москве, работая в Сибири?

Но, с другой стороны, регионы отстают от центральной России по уровню цифровизации. Там крайне осторожно и вдумчиво подходят к размещению в облаках. Поэтому главный критерий выбора для региональных игроков — это доступность решений: они должны быть понятными, простыми в управлении и кост-эффективными, закрывая базовые потребности компаний.

— В каких сегментах экономики будет расти спрос на продвинутые облачные решения в ближайшие годы? И изменится ли он в сравнении с текущей ситуацией?

— Прежде всего это российский финтех, который остается одним из самых передовых в мире и является драйвером цифровизации всей экономики. Также тренд следующих трех-четырех лет — точно переход на отраслевые облачные решения в ритейле, промышленности, образовании и медицине. Например, ритейл обрабатывает большие объемы пользовательских данных и данных контрагентов. Подобный спрос ведет к сегментации рынка облачных услуг в рамках той или иной отрасли, разнообразных продуктов будет становиться больше. Но это небыстрый процесс, который может занять до четырех-пяти лет. В ближайшем же будущем драйвером роста облачного рынка будут технологии на базе искусственного интеллекта и беспилотные системы, которые опять же востребованы во всей стране, а не только в Москве.

— Какие планы у Oxygen на 2024 год?

— Oxygen сконцентрируется на основных направлениях деятельности и вместе с партнерами будет интегрировать в продуты элементы ИИ, в первую очередь в области информационной безопасности. Также мы строим новый дата-центр в Очаково на 2,5 тыс. стоек и новый дата-центр в Екатеринбурге на 900 стоек. Фокус компания также планирует сделать на отраслевых облачных решениях: финтех, ритейл, е-commerce, образование, медицина и другие значимые отрасли. Создание отраслевых облачных платформ будет определяющим трендом ближайших двух лет.

Интервью взяла Мария Распопова

16+

ООО «Бизнес Система Телехаус»

Реклама

Вся лента