Вместо тысячи приложений

Почему компании выбирают унифицированные платформы

Массово перейдя на видео-конференц-связь во время пандемии, компании продолжают наращивать обороты в использовании онлайн-коммуникаций. Сегодня организации отдают предпочтение унифицированным платформам, на которых чаты, звонки, вебинары и другие сервисы коммуникаций объединены в одном окне. Российские разработчики уже создают решения, которые отвечают на главные запросы бизнеса: на рынке появляются платформы унифицированных коммуникаций. В перспективе они будут дополняться новыми инструментами для совместной работы, функциями на основе искусственного интеллекта и возможностями для повышения кибербезопасности.

Фото: Getty Images

Онлайн-коммуникации — один из ключевых трендов развития корпоративных (B2B) экосистем в России, выяснили эксперты J`son and Partners Consulting (см. “Ъ” от 12 октября). Среди преимуществ онлайн-коммуникаций 90% компаний называют эффективность взаимодействия, следует из опроса 250 крупных организаций из разных отраслей, который провел МТС Линк совместно с аналитическим агентством TAdviser. Согласно результатам исследования, онлайн-взаимодействие помогло ускорить решение оперативных вопросов 70% компаний, а также оказало заметный экономический эффект за счет перевода некоторых бизнес-процессов из офлайна в онлайн. «Экономия происходит, например, за счет оптимизации расходов на командировки при переводе части совещаний в онлайн-режим»,— пояснил коммерческий директор МТС Линк Антон Телегин. Кроме того, крупным компаниям с множеством филиалов или сотрудниками на удаленке, а также вузам и медицинским организациям онлайн-коммуникации помогают расширить формат мероприятий и встреч, следует из данных исследования.

В 2023 году сервисы для онлайн-встреч и совещаний использовались во всех российских компаниях, при этом 42% организаций рассматривают внедрение либо замену подобных сервисов в 2024 году, следует из данных TAdviser. В 100% случаев к внедрению предполагаются российские продукты, уточняется в исследовании.

Процесс импортозамещения на российском рынке ускорился в 2022 году, когда западные разработчики ВКС ограничили работу своих сервисов на территории России. Госсектор стал активнее переходить на отечественные решения и начал стимулировать корпоративных клиентов следовать этому примеру. Например, в октябре 2022 года Минпромторг рекомендовал руководителям промышленных предприятий прекратить использование для служебных целей иностранных мессенджеров и систем ВКС для обеспечения кибербезопасности. В мае 2023 года Роскомнадзор назвал мессенджеры, запрещенные для передачи платежных документов и персональных данных россиян, в перечень вошли девять сервисов, среди которых популярные WhatsApp, Telegram, Microsoft Teams, Skype и Viber.

Сегодня, по данным исследования TAdviser, уже 39% крупных компаний используют только российские ВКС-сервисы. 60% организаций используют одновременно несколько разных платформ видео-конференц-связи — это связано с тем, что некоторые компании продолжают применять ранее внедренные зарубежные решения и параллельно тестируют российское ПО. «Наличие исключительно зарубежных приложений становится крайне редкой, почти экзотической практикой для крупных российских компаний»,— отмечается в исследовании.

Выбор в пользу унификации

Использование унифицированных коммуникаций — мировой тренд, рассказал Антон Телегин. По данным Fortune Business Insights, глобальный рынок унифицированных коммуникаций как услуг (UCaaS — Unified Communications as a Service) вырастет с $28,96 млрд в 2021 году до $69,93 млрд в 2028 году с совокупным среднегодовым темпом роста 13,4%. Исследователи Grand View Research полагают, что глобальные продажи UCaaS будут увеличиваться более чем на 20% ежегодно и достигнут $262,37 млрд к 2030 году. MarkNtel Advisors прогнозируют рост глобального рынка UCaaS в среднем на 14,3% в 2023–2028 годах.

Всплеск интереса к унифицированным коммуникациям в MarkNtel Advisors связывают с распространением удаленной работы и обучения. Доля вакансий с удаленкой в России растет: в 2021 году она составляла 5,7%, в 2022 году снизилась до 4,9%, а в 2023-м достигла 6,7%, следует из исследования hh.ru и МТС Линк. Доля вакансий с гибридным режимом работы выросла в три раза: с 0,5% в 2021 году до 1,7% в 2023 году, следует из исследования. Кроме того, у трети крупных российских компаний развернуты платформы для онлайн-обучения, следует из данных TAdviser. В исследовании уточняется, что подобные платформы чаще всего используют вузы и крупные корпорации, развивающие собственные учебные центры или академии.

В 2023 году требования к цифровым решениям для коммуникаций растут. «Компаниям уже недостаточно получить ряд приложений от разных вендоров, они не хотят тратить время на переключение между интерфейсами и решать проблемы с интеграцией»,— отмечает Антон Телегин. В среднем сотрудники переключаются между различными приложениями 1,2 тыс. раз в день, что составляет 9% от их рабочего времени, писал Harward Business Review. «Унифицированные платформы становятся решением этой проблемы»,— полагает Антон Телегин.

В 2023 году разработчик решений для видеоконференцсвязи Webinar Group объединил свои продукты под единым UCaaS-брендом «МТС Линк». На платформе уже есть такие компоненты, как «Встречи», «Вебинары», «Курсы», «Доски» и COMDI (сервис для организации масштабных онлайн- и гибридных трансляций).

Курс на UCaaS был взят еще до пандемии: «Бренд Webinar был с нами с момента основания компании в 2008 году — тогда мы развивали только платформу для вебинаров. Со временем в нашем продуктовом портфеле появились новые сервисы, и мы уже достаточно давно развиваем их не изолированно, а как единую экосистему для эффективного взаимодействия команд. С присоединением к экосистеме МТС в 2022 году мы стали быстрее приближаться к созданию такой универсальной платформы»,— рассказал Антон Телегин. Он отметил, что новые нейминг, логотип и визуальный стиль компании отражают суть обновленной стратегии: МТС Линк — связующее звено между людьми в деловом общении. По его словам, переход к предоставлению UCaaS-решения продолжается. «Мы планируем не только развивать функциональность существующих продуктов, но и разрабатывать новые компоненты UCaaS — например, недавно мы добавили на платформу интерактивные онлайн-доски. Также намерены развивать интеграции с другими продуктами и заключать новые партнерства»,— добавил Антон Телегин.

Тренды в развитии UCaaS-платформ

Предпосылки для дальнейшего расширения глобального рынка унифицированных коммуникаций в ближайшие годы создаст внедрение в UCaaS передовых технологий, прогнозируют MarkNtel Advisors. Речь идет о машинном обучении (ML), голосовой поддержке и искусственном интеллекте (ИИ). ИИ все чаще используется для автоматизации рутинных коммуникационных процессов, например для преобразования речи в текст, перевода в реальном времени и интеллектуального кадрирования видео, подтверждают исследователи Grand View Research.

57% российских компаний заинтересованы в применении искусственного интеллекта для распознавания речи и в сервисах онлайн-коммуникаций, следует из опроса TAdviser и МТС Линк. С помощью ИИ можно также оценивать и повышать эффективность онлайн-мероприятий, рассказал Антон Телегин. По его словам, разработчики МТС Линк уделяют много внимания таким инструментам: уже реализованы такие возможности, как шумоподавление, транскрибация и автоматическое протоколирование встреч. В планах — внедрение новых функций на основе ИИ.

Помимо этого, МТС Линк планирует развивать технологии для проведения мероприятий из переговорных комнат, когда часть команды подключается онлайн, внедрять инструменты для совместной работы и повышения продуктивности встреч. Интерактивные инструменты в сервисах онлайн-коммуникаций (например, для проведения опросов и голосований) планируют использовать 58% российских компаний, следует из данных TAdviser. Интерес к инструментам совместной работы над документами при общении онлайн выразили более трети опрошенных организаций.

Также на UCaaS-платформе МТС Линк в следующем году появится корпоративный мессенджер «Чаты» — сейчас он проходит тестирование, рассказал Антон Телегин.

Мессенджеры сегодня используют 80% российских компаний, но в большинстве случаев это не корпоративные сервисы, а, например, Telegram, следует из опроса TAdviser. Подобное использование «может нарушать корпоративные политики безопасности, если речь идет, например, о пересылке документов, обсуждении коммерческих или других чувствительных вопросов», отмечается в исследовании.

Безопасность сегодня лежит в центре внимания разработчиков UCaaS-платформ во всем мире. «Для борьбы с хакерами и удовлетворения все более сложных потребностей клиентов в области безопасности поставщики решений UCaaS будут больше инвестировать в решения для обеспечения кибербезопасности»,— уверены эксперты компании Ecosmob. «С одной стороны, платформы должны соответствовать требованиям российского законодательства, например хранить все данные на территории РФ. С другой — важно обращать внимание на технологические решения для кибербезопасности: применение современных протоколов шифрования и средств защиты от DDoS-атак, возможность двухфакторной аутентификации и входа по SSO, интеграцию с SIEM-системами»,— отметил Антон Телегин. Защищенность UCaaS-платформы от угроз кибербезопасности является важной для большинства (97%) российских пользователей, следует из данных опроса TAdviser.

Юлия Степанова

Вся лента