«Сейчас есть понимание, как жить без иностранных программных продуктов»
Сергей Шилов — о том, как российский IT-рынок нашел точки роста в условиях вызовов
События на IT-рынке, произошедшие в 2023 году, отчетливо показали, что российская индустрия информационных технологий не только адаптировалась к сложным условиям, но и нашла точки роста. Разработчики привлекают инвестиции на бирже, а заказчики постепенно проходят все стадии импортозамещения. Президент Лиги Цифровой Экономики Сергей Шилов рассказал “Ъ” о том, какие масштабные проекты реализованы его компанией, какие вопросы остаются актуальными для заказчиков решений в области цифровой трансформации и почему переход с зарубежных продуктов на российские неизбежен.
— По итогам практически двух лет санкций и чиновники, и представители крупнейших компаний говорят, что российский IT-рынок адаптировался к ограничениям, а зависимость от иностранных продуктов снижается. На ваш взгляд, насколько справедлив этот тезис?
— Зависимость от иностранных продуктов, как софтверных, так и хардверных, безусловно, снижается. Нельзя сказать, что все происходит стремительно, тем не менее темпы и объемы импортозамещения в IT за последние два года значительно возросли. Практически все крупные заказчики в России рассматривают задачу импортозамещения как приоритетную и реально действуют в этом направлении. Так что тезис справедлив, хотя сделать предстоит еще очень многое.
— Насколько успешно сегодня идет импортозамещение программного обеспечения и оборудования на инфраструктуре крупных заказчиков, с какими проблемами они сталкиваются?
— Программное обеспечение импортозамещается достаточно успешно. И хотя многие организации продолжают — зачастую нелегально — пользоваться западными продуктами, по всем ключевым направлениям уже сейчас есть российские аналоги. Где-то они чуть проще по функциональности, но эта разница сокращается. Поэтому я бы сказал, что именно в части программного обеспечения ситуация выглядит очень перспективной и уже сейчас есть понимание того, как жить без иностранных программных продуктов.
В части аппаратного обеспечения, разумеется, все немного сложнее. Построение собственной индустрии высокотехнологичного оборудования займет не один, не два и даже не пять лет. Однако и тут есть возможности двигаться вперед: сейчас российским заказчикам помогает параллельный импорт, а отечественные лидеры в этой области достаточно активно развиваются.
— В целом, как бы вы сегодня оценили условия, в которых оказался отечественный IT-сектор, можно ли говорить о какой-то уникальной ситуации для развития в России?
— Да, в том и суть, что, несмотря на определенные трудности, ситуация, в которой оказался российский IT-сектор, поистине уникальная. Все понимают, что рынок был глобальным, но сейчас перед нами открываются фантастические возможности сделать огромное количество своих продуктов как в сфере программного обеспечения, так и по направлению оборудования. У нас есть исторический шанс создать качественные российские IT-решения, которые в прежних условиях, возможно, никогда бы не появились на свет. Лига Цифровой Экономики принимает участие в абсолютно эксклюзивных проектах по импортозамещению, сложных, но крайне интересных и захватывающих.
— Этой осенью много новостей об IPO отечественных IT-компаний. На ваш взгляд, с чем связан интерес российских разработчиков к выходу на биржу?
— Новости об IPO компаний связаны с тем, что на сегодняшний день это хороший способ привлечь значительные средства в развитие. Российская биржа сейчас привлекла очень много игроков, инвесторов, как физических, так и юридических лиц. Они готовы к определенному риску, готовы инвестировать в IT-компании, которые проводят IPO.
Не секрет, что наша отрасль очень капиталоемкая. Все, что касается оборудования, да и программного обеспечения, если говорить о серьезном развитии, требует больших инвестиций. Механизм IPO позволяет привлечь эти инвестиции. Так что ничего удивительного в этом нет. Это хорошее стечение обстоятельств, которое помогает IT-рынку.
— Как в текущих условиях идет развитие Лиги Цифровой Экономики, с какими финансовыми показателями компания закончит 2023 год? Как изменится выручка и чем обусловлена динамика?
— Каждый год Лига Цифровой Экономики показывает стабильный рост. В нашем активе тысячи крупных внедрений практически во всех отраслях. Целевая модель годового роста выручки — 10%. Эта динамика обусловлена большим спросом на заказную разработку, масштабными проектами по импортозамещению. У нас очень много работы.
— Какие знаковые проекты компания реализовала в этом году?
— Лига Цифровой Экономики занимается разработкой программного обеспечения на заказ, внедрением собственных продуктов и ПО от наших партнеров, оказывает услуги аутсорсинга, IT- и бизнес-консалтинга. Проекты Лиги охватывают все ключевые отрасли экономики страны и практически полный спектр технологических направлений. Поэтому сложно перечислить все важные проекты, но по итогам 2023 года я бы выделил два: создание Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР) и разработку отечественной ECM-платформы «Атом.Контент».
ЕРИР создан по заказу Роскомнадзора и представляет собой единый банк данных по коммерческой интернет-рекламе. Информация обо всех рекламных кампаниях, которые есть в Рунете (изображения, текст, звуковые сообщения, видео), а также метаданные рекламы загружаются в единую базу данных.
В системе содержится информация по рекламораспространителям, источникам финансирования площадок, реклама государственных компаний и компаний с госучастием, органов власти. Разработаны технические решения для выявления нарушений, реализованы личные кабинеты органов власти. Проект уникален в мировой практике и не имеет аналогов как с точки зрения решаемых задач, так и со стороны технологического стека.
Также очень показателен проект платформы «Атом.Контент». Новый отечественный продукт в сфере электронного документооборота естественным образом «родился» в ходе импортозамещения IT-ландшафта одной из крупнейших отечественных компаний — госкорпорации «Росатом».
Лига совместно с «Росатомом» реализовала переход отраслевой системы электронного документооборота с иностранных продуктов на импортонезависимое ПО: платформу «Атом.Контент» и СУБД Postgres Pro. Сейчас в системе работают более 110 тыс. пользователей с предприятий атомной энергетики, выполняется более 30 тыс. поручений ежедневно.
Новая платформа «Атом.Контент» позволит развивать, импортозамещать и другие продукты госкорпорации, также есть возможности для тиражирования — выхода на глобальный рынок для решения задач сторонних заказчиков.
— Как изменился подход клиентов к цифровизации своих процессов в нынешних условиях? Какие услуги и продукты наиболее востребованы у ваших заказчиков?
— Крайне востребованы разработка ПО на заказ, проекты импортозамещения, услуги аутсорсинга. Подход заказчиков на самом деле несильно поменялся, за исключением того, что сегодня акцент делается на импортозамещении. Как и раньше, компании инвестируют средства в цифровизацию, только если видят от этого пользу. Процесс начался уже достаточно давно. Если 15 лет назад затраты на IT во многом были обусловлены модой, то сейчас, конечно, такого нет. То есть все проекты цифровизации делаются для того, чтобы увеличить продажи в случае коммерческих организаций или выполнить требования законодательства в случае госсектора. И, конечно же, для заказчиков всех секторов актуальны вопросы повышения эффективности, прозрачности, улучшения взаимодействия с гражданами и другими организациями.
— Приходилось неоднократно слышать тезис о том, что до сих пор на инфраструктуре крупных заказчиков нерешенным остается вопрос «лоскутной» цифровизации. На ваш взгляд, правда ли это и как сегодня решается проблема?
— Эта проблема, безусловно, есть. Связана она с тем, что в мире не существует ни одного IT-продукта, который решал бы абсолютно все задачи заказчиков. Нет в принципе такой возможности, поэтому те или иные процессы автоматизируются на разных платформах. Встает вопрос, как их вместе интегрировать. Это и приводит к «лоскутной» цифровизации.
Подход, когда в рамках одной платформы реализованы микросервисные модели, которые автоматизируют те или иные процессы, позволяет сделать интеграцию бесшовной. Но и это не панацея, все равно есть проблемы. Поэтому ключевой фактор успеха в данном случае — сильная команда архитекторов на стороне заказчика. Если она способна принимать правильные архитектурные решения, то проблема «лоскутной» цифровизации в значительной степени минимизируется.
— По вашему мнению, какими будут основные тренды развития российского IT-рынка в 2024–2025 годах?
— В ближайшие два года основным трендом останется импортозамещение — развитие российских программных продуктов и построение отрасли отечественного аппаратного обеспечения. Определяющим здесь является фактор финансирования, необходимо активное участие государства в ключевых процессах. Думаю, что критическую IT-инфраструктуру наша страна сможет полностью перевести на российские решения, к этому есть все предпосылки. По остальным, менее приоритетным направлениям, возможно, будет кооперация с мировыми игроками, в первую очередь из дружественных стран.
Также стоит отметить, что Россия успешно развивает все самые современные технологические направления, которые сегодня популярны в мире. В их числе искусственный интеллект и нейросети, роботизация, BI и Data Science, облачные технологии, мобильные решения. У нас богатая история, сильная школа и множество талантливых специалистов в IT и смежных сферах.
ООО «Эйти Консалтинг»
Реклама