Как ювелирные бренды работают с керамикой
Высокотехнологичный материал помогает создавать невероятно яркие многоцветные композиции
Кольцо Botanica Alexey Zubov
Кольцо Botanica Alexey Zubov
Идея использовать керамику в украшениях вместо драгоценных металлов появилась относительно недавно. Примерно в середине 1980-х из космической и медицинской областей высокотехнологичный материал пришел в часовое и ювелирное дело. Речь прежде всего о циркониевой керамике (на основе оксида циркония) и металлокерамике, в которой керамические частицы усилены металлическими, получаемых путем спекания. Такая керамика невероятно прочная — ее поцарапает разве что алмаз. Ее можно считать образцом химической стойкости: она не будет разрушаться от неблагоприятных факторов окружающей среды, но и сама не подействует на кожу, вызвав аллергическую реакцию. Керамика — материал легкий и тактильно очень комфортный. Наконец, цветная керамика не выцветает под воздействием ультрафиолета, сохраняя яркие краски и глянцевый блеск.
Преимущества готового керамического композита уравновешиваются сложностями его обработки, полировки и окрашивания. Последний процесс наиболее технологически труден, поскольку при 1500 градусах по Цельсию (а примерно при такой температуре происходит спекание) многие пигменты разрушаются или вступают в химическую реакцию с другими компонентами керамики. Именно поэтому многие ювелиры работают преимущественно с черной или белой керамикой, как, например, Chanel, Tiffany и Bulgari. Черные и белые керамические блоки использует в своих квадратных кольцах китайский ювелир из Гонконга Диксон Юн. Внутри кольца ажурная решетка из полированного золота, а сверху изящный бриллиантовый гибискус или пион.
Большинство дизайнеров предпочитают керамику полихромную, всех мыслимых и немыслимых оттенков. Именно такая с 2006 года является фирменным приемом Джеймса де Живанши, племянника знаменитого кутюрье и дизайнера нью-йоркской марки Taffin: «Мне всегда нравилось работать с цветом, и керамика значительно расширила мои возможности, помогла разнообразить дизайн новыми красками». Нередко оправа его колец напоминает цветной слоеный пирог, хорошо известен браслет Taffin из керамики оттенка хаки с закрепленными на нем сочными мандариновыми гранатами-спессартинами.
Много яркой керамики и в украшениях российского ювелира Алексея Зубова (Alexey Zubov). «ДНК моего бренда строится на выразительных цветовых сочетаниях и высокотехнологичных материалах, чему в полной мере соответствует керамика. Украшения из нее получаются практичными (даже при активной носке сохраняют свой первоначальный цвет и блеск, поверхность керамики практически не царапается) и достаточно яркими, чтобы радовать того, кто их носит. Можно смешать любые цвета, палитра не ограничена, но работе с керамикой нужно учиться, я очень долго искал выход на производителей этого материала»,— рассказал дизайнер. Зубов работает с готовыми блоками полихромной керамики, которым с помощью лазера придает нужную форму, или наносит керамический состав на золотую оправу как специальное покрытие. Второй способ помогает создавать оригинальные коктейльные кольца, сочетая аквамарины, танзаниты, гранаты и другие цветные камни с шинкой, отделанной яркой керамикой.
Цветные ободки для колец, серег и браслетов-обручей из ювелирной керамики создает Константин Кытин из марки Bendes. Турмалины параиба он сочетает с алой керамикой, а танзаниты — с зеленой.
Лиза Борзунова, креативный директор марки Liza Borzaya, использует нанокерамику. Ее слой микроскопической толщины позволяет придать поверхности из золота или серебра цвета и яркости, но при этом сохранить металлический блеск или матовость. «Работа с нанокерамикой по технологии близка к электрохимическому процессу родирования. С помощью катода и анода на изделие наносится тончайший слой благородного металла родия, чтобы перекрыть желтоватый оттенок, присутствующий в белом золоте 750-й пробы,— рассказывает Лиза.— В нанокерамике похожая технология, только после электрохимической ванны технологический процесс требует запекания изделия в муфельной печи при температуре 120–200 градусов». По этой технологии изготовлены ее кольцо Love и ювелирная сумочка Treasure из темного таитянского жемчуга, украшенные ярко-красными сердцами. И, кстати, кольцо отлично помещается в миниатюрный клатч.
Впервые к керамике обратились ювелиры MIUZ Diamonds в коллекции Amelie и Арпита Навлакха, креативный директор марки Sutra — в коллекции Melange детали из цветной керамики обрамляют узор, выложенный бриллиантами, сапфирами, изумрудами.