Налоги с обратной связью
Возвращение демпфера снизило нефтегазовые доходы
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в ноябре третий месяц подряд превысили месячный базовый уровень, составив 962 млрд руб. При этом даже с поправкой на отсутствующие в ноябре сборы налога на дополнительный доход (НДД) поступления при стабильной цене нефти из-за возвращения топливного демпфера нефтяникам снизились относительно октября на 8%. В годовом выражении к ноябрю прошлого года они при этом прибавили 11%. Превышение базы привело к появлению дополнительных доходов, которые, впрочем, из-за приостановки до конца этого года действия части бюджетных правил на валютный рынок вновь выведены не будут.
По опубликованным во вторник Минфином данным, в ноябре нефтегазовые поступления бюджета составили 962 млрд руб. при базе 689 млрд руб. Напомним, что базовый уровень — это разложенные по месяцам 8 трлн руб., минимально необходимые бюджету в 2023 году для покрытия расходов за счет нефти и газа (в следующем году вместо такой суммы отсечения возвращается примерно соответствующая ей цена отсечения — $60 за баррель). Ноябрьские поступления ниже октябрьских (1,635 трлн руб.) сразу на 41%, но с поправкой на отсутствие в минувшем месяце сборов НДД, уплачиваемых четыре раза в год, сокращение выглядит не столь значительным — минус 7,8%. В годовом сравнении, то есть к ноябрю 2022 года, нефтегазовые поступления выросли на 11%.
По итогам всех 11 месяцев года нефтегазовых доходов собрано 8,172 трлн руб., и это на 23,3% меньше, чем было за такой же период 2022 года,— отставание от прошлогоднего графика, таким образом, поступательно сокращается (по итогам полугодия оно составляло 47%%, трех кварталов — 34,5%).
В ноябре сборы главного нефтегазового налога, НДПИ, остались примерно на уровне октября — 1,175 трлн руб. после 1,108 трлн руб. Это объясняется прежде всего сохранением стоимости Urals в октябре (нефтяные налоги считают из цены и курса рубля в предыдущем месяце) примерно на прежнем уровне — $81,5 при сентябрьской цене $83,1 за баррель.
Поясним, что общие нефтегазовые доходы меньше сборов отдельно взятого НДПИ, потому что итоговая сумма уменьшается на возвратные выплаты нефтяникам из бюджета.
Расходы на субсидию нефтепереработчикам в ноябре снизились до 125 млрд с 147 млрд руб. в октябре, но выплаты компаниям по топливному демпферу при этом выросли до 193 млрд руб. с нуля, когда такой компенсации, напомним, временно не было. Возвращение демпфера, собственно, и стало единственной причиной сокращения нефтегазовых доходов в ноябре относительно октября (не считая отсутствия нерегулярного НДД).
Поскольку в ноябре Минфин ожидает появления дополнительных нефтегазовых доходов, во вторник он объявил о покупке валюты и золота в резервы.
Однако валютный рынок этих операций вновь не увидит, они пройдут между ЦБ и Минфином. Напомним, бюджетное правило в этой части для сдерживания ослабления рубля с 10 августа и до конца года приостановлено (см. “Ъ” от 10 августа), так что ЦБ эти сделки не зеркалирует. Но с января 2024 года Банк России, по его сообщению от 27 ноября, возобновит проведение трансакций на внутреннем валютном рынке «с учетом сальдирования всех операций, осуществленных со средствами Фонда национального благосостояния в 2023 году», то есть при определении размера интервенций будут учтены не только отложенные в этом году покупки валюты, но и траты на финансирование дефицита за счет средств фонда.