167 томов насилия
Дело о пытках заключенных в саратовской больнице рассмотрят в закрытом режиме
Саратовский областной суд рассмотрит уголовное дело о пытках заключенных в областной туберкулезной больнице №1 регионального УФСИН (ОТБ-1). На скамье подсудимых окажутся восемь человек, из которых лишь двое являлись должностными лицами ФСИН, остальные отбывали наказание. Самый высокопоставленный из обвиняемых — экс-руководитель ОТБ-1 Павел Гаценко. Именно ему вменяют в вину организацию изнасилований спецконтингента. Защита от комментариев отказывается. В суде отмечают, что дело могут рассмотреть в закрытом режиме.
Уголовное дело о пытках заключенных в ФКУ «Областная туберкулезная больница №1 УФСИН по Саратовской области» поступило в суд для рассмотрения по существу. Согласно данным с сайта суда, председательствовать на процессе судья Светлана Гоголева будет единолично, сведения об инкриминируемых статьях и защитниках пока не опубликованы.
На скамье подсудимых окажутся восемь человек: бывший руководитель ОТБ-1 Павел Гаценко, экс-начальник отдела безопасности Сергей Мальцев, бывшие заключенные Сергей Линкевич и Виктор Шеянов, которые работали в учреждении санитарами, а также осужденные Сергей Ананьев, Александр Крайнов, Ильдар Мухаметзянов и Виталий Янин.
Ранее сообщалось, что главным следственным управлением СКР Сергей Мальцев и Павел Гаценко обвиняются в организации насильственных действий сексуального характера (ч. 3 ст. 33 и п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ) и превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Сергей Линкевич и Виктор Шеянов предстанут перед судом по обвинению в насильственных действиях сексуального характера, которые сопровождались угрозой убийства (п. «а», п. «б» ч. 2 ст. 132 УК РФ).
Виталий Янин и Сергей Ананьев также обвиняются по ст. 132 УК РФ. В пресс-службе Саратовского областного суда уточнили “Ъ”, что из-за статей о сексуальном насилии процесс может оказаться закрытым для СМИ.
Факты пыток в ОТБ-1 вскрылись в октябре 2021 года, когда видеозаписи из архива ФСИН опубликовал проект Gulagu.net, позже Минюст РФ признал его основателя Владимира Осечкина иностранным агентом.
Ранее господин Осечкин, проживающий сейчас во Франции, был объявлен в розыск за предполагаемое мошенничество (ст. 159 УК РФ).
По перечисленным фактам СУ СКР по Саратовской области возбудило пять уголовных дел о насильственных действиях сексуального характера и превышении должностных полномочий. Впоследствии материалы забрал центральный аппарат следственного ведомства.
На фоне скандала свои посты оставили директор ФСИН Александр Калашников, руководитель регионального управления ведомства Алексей Федотов и его первый заместитель Дмитрий Языкин. Лишился должности и руководитель областного управления Министерства юстиции Максим Колесников. Прокурор региона Сергей Филипенко получил строгий выговор, но должность сохранил, тогда как его заместитель Павел Мельник был уволен. Позже господин Мельник возглавил управление Минюста по региону.
Публикация пыточного архива также привела к изменениям в законодательстве.
Так, в статью о принуждении к даче показаний (ст. 302 УК РФ) помимо правоохранителей был введен новый субъект преступления — «другое лицо», действующее в интересах следователей или силовиков или с их «молчаливого согласия». А ст. 286 УК РФ была дополнена ч. 4, в которой речь идет как раз о пытках.
Адвокат экс-руководителя ОТБ-1 Павла Гаценко Алексей Командиров отказался комментировать обвинительное заключение, утвержденное Генпрокуратурой, сообщив, что пока не готов публично излагать линию защиты. Представитель четверых потерпевших Снежана Мунтян в беседе с “Ъ” уточнила, что пока не ознакомилась со всеми 167 томами уголовного дела.