Рынок LCV внушает осторожный газелизм
Продажи легких коммерческих автомобилей растут, несмотря ни на что
По итогам ноября продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) впервые почти достигли уровня февраля 2022 года. Это единственный сегмент на авторынке, который показывает рост в месячном выражении, несмотря на повышение ставки ЦБ. Этому способствует в том числе отложенный спрос. В 2024 году, по ожиданиям игроков рынка, сегмент продолжит восстановление, увеличившись на 15%, но так и не достигнет объемов докризисного 2021 года.
Продажи легких коммерческих автомобилей в ноябре выросли на 49%, до 9,5 тыс. машин, на фоне низкой базы прошлого года, следует из данных «Автостата». Причем продажи LCV, в отличие от легковых и грузовых автомобилей, растут и по отношению к октябрю — на 4%. В январе—ноябре продажи легких коммерческих автомобилей составили 79,8 тыс. штук, что на 19% выше прошлого года. Напомним, в 2021 году рынок достиг рекордных с предыдущего кризиса 144 тыс.
«Постпандемийные высокие продажи LCV были обусловлены активным ростом и развитием сегмента e-commerce»,— отмечает Сергей Удалов из «Автостата». Сегмент до февраля 2022 года активно насыщался Ford Transit, а также LCV Peugeot Citroen и другими марками, которых сейчас нет на рынке, продолжает он: «Сейчас все еще под вопросом альтернатива таким автомобилям, потому что по объемам предложения заметен только ГАЗ». Автомобильный аналитик Владимир Беспалов также указывает на нехватку автомобилей: «Заметно, что новые модели появляются, но пока этого недостаточно. Возможно, по каким-то маркам есть проблемы с объемами поставок». В ноябре ГАЗ занял 53% рынка (почти 5 тыс. машин). Далее идут УАЗ и Sollers (1,7 тыс. и 1,4 тыс. машин соответственно), а затем Lada (525 машин) и китайский Dongfeng (176 автомобилей).
В ЛК «Европлан» добавляют, что в течение года сложился большой отложенный спрос в связи с отсутствием самой востребованной модели Lada Largus. Напомним, АвтоВАЗ возобновил выпуск модели в августе, но о больших объемах речи не шло, а в 2024 году производство будет перенесено из Тольятти в Ижевск. В «Европлане» также отмечают, что, в отличие от прихода огромного числа китайских брендов на рынки грузовых и легковых автомобилей, в сегменте LCV «ничего подобного не происходит». «Дефицит предложения, значительное расширение сферы интернет-торговли, активное развитие перевозок внутри страны — все это формирует значительный спрос»,— говорят в «Европлане».
Там отмечают, что повышение ставки ЦБ негативно влияет на спрос, но прогнозируют рост сегмента на 15% в 2024 году.
Источник “Ъ” в одном из автоконцернов отмечает, что рынок LCV будет серьезно сдерживаться снижением доступности финансовых ресурсов, в первую очередь лизинга как основного инструмента продаж.
«В этом году средняя ставка по лизингу выросла практически до запретительного уровня — до 23%. В итоге малый и средний бизнес будет отказываться от покупки нового транспорта и повышать цены на логистические услуги»,— отмечает эксперт.
Сергей Удалов ожидает роста рынка на 10–15%, а Владимир Беспалов — на 15–20% (105–109 тыс. машин). Господин Беспалов отмечает, что спрос в сегменте есть и продажи скорее ограничены уровнем предложения, которое будет постепенно прирастать. «Рост стоимости финансирования будет сдерживающим фактором, но главное — это предложение,— считает Владимир Беспалов.— Переложить издержки можно на потребителя».
Гендиректор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов также ожидает, что рынок LCV в 2024 году вырастет до 110 тыс. автомобилей. «Способствовать росту сегмента будет увеличение производства российских марок ГАЗ и УАЗ. Потребность в расширении парков сохраняется на высоком уровне из-за ухода европейских брендов»,— заключает он.
Рост на 19%, который рынок LCV показывает по итогам 11 месяцев, сохранится и на 2024 год, считает гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. Он также говорит о растущем спросе на фоне бурного увеличения рынка электронной торговли. «На решение о приобретении LCV сейчас может повлиять множество факторов: рост стоимости техники, возможное дальнейшее повышение размера ключевой ставки, отложенный спрос»,— заключает он. Андрей Гусев из «Авилона» также ожидает, что в 2024 году продажи будут расти нынешними темпами.