«Похоже, некоторые политики испытывают "испанский стыд" за те времена»

Психолог Наталья Зиновьева о критике сериалов «Слово пацана» и «Пищеблок»

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина обратилась в Следственный комитет России и Роскомнадзор с просьбой проверить сериалы «Слово пацана. Кровь на асфальте» и «Пищеблок» на предмет пропаганды и распространения запрещенной информации, которая, по ее мнению, способна причинить вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу. Ситуацию вокруг популярных сериалов специально для «Ъ-Кубань» комментирует новороссийский психолог Наталья Зиновьева.

Наталья Зиновьева

Фото: предоставлено автором

«Сериал "Пищеблок" является вымыслом, фэнтези, мистикой, вольной интерпретацией событий, происходивших на территории пионерского лагеря. К реальной жизни 80-х он не имеет никакого отношения. Любой сериал в таком жанре можно притянуть за уши к проблеме воспитания молодежи. Хотя в пионерских лагерях были свои страшилки и любовные приключения.

События сериала не имеют отношения к реальности, поэтому не могут влиять в целом на культуру молодежи как пропаганда, если даже в ней использовалась символика СССР как прошлого РФ.

Сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте", наоборот, является историческим в каком-то смысле. Это очень реалистичный фильм, в котором точно отражена картина жизни 80–90-х годов, истории людей, становления молодежи, которая выживала в то время, когда взрослые оказались практически бессильны перед переменами в стране. Это "мое" время, так как я родилась в 1971 году, поэтому могу сказать, что такой фильм должен был появиться. Ведь это время тех, кому сейчас около 50 лет, тех, кто прошел эту школу жизни, и да, там была своя романтика и свои трагедии.

Кто-то непосредственно был участником событий, кто-то наблюдал со стороны, но это было в реальности. Самое главное для истории, это не искажение фактов, правда перед людьми и детьми, нашими детьми — родителей 70-х. Нельзя искажать историю, даже если она некрасива, иначе не нужно снимать фильмы от слова совсем про любые времена, революции, войны, кризисы стран и людей.

Этот сериал не пропаганда, он боль, жизнь, погружение в те времена, о которых говорить не принято, ведь из начала 90-х вышли множество ОПГ и те, кто вошел во власть. Это передел власти, которая вышла из-под контроля "старших товарищей" послевоенных лет, время переломного кризиса страны, общей растерянности и безысходности, утраты всех вертикалей власти и ориентиров ценностей.

Хотя во все времена были "пацанские" банды, группы, районы, это время особой жестокости, которая была, и этого не скрыть. Похоже, что некоторые возрастные политики испытывают "испанский стыд" за те времена, когда власть имущим было наплевать на людей, тащили все в свой карман. Думаю, что основная аудитория не ностальгирует и не романтизирует через сериал, а проживает как огромную травму поколения, из которых сейчас сформирован "взрослый" состав страны.

О травме нужно говорить и снимать именно для того, чтобы она была прожита. Ведь в 90-х не снимали фильмов о детях, снимали дешевые фильмы о бандитах, милиции, дешевые романы, иностранные сериалы, отвлекающие от событий в стране. Но никто не говорил о детях, каково им было во времена полного беспредела?

Секрет успеха сериала именно в его честности, искренности, сценарии, игре актеров, которые смогли пересказать и прожить правду жизни, в которой была смерть и любовь, впрочем, как и во все времена. Правда должна быть показана, прожита, тогда она не повторяется.

Запрет на сериал совершенно абсурден, так как он уже вышел, он уже воспринят и востребован, иначе будет повторение Высоцкого, Солженицына или других запрещенных авторов, что только порождает моду и спрос. Употребление фраз из сериала, множество видео песен и танцев в соцсетях говорит всего лишь о его проникновении в массы, как проникли и остались фразы из множества фильмов, люди говорят цитатами и пародируют персонажи. Это мода, сюжет о времени, о котором слишком долго молчали, поэтому он так "зашел в массы" по большей части именно взрослых людей, а не детей. Сами дети в большинстве своем отнеслись к нему куда спокойнее, чем об этом пишут и говорят испугавшиеся взрослые.

И повторюсь. Не сериалы влияют на наших детей, а культура в семье и в стране, и если родителям, политикам нечего предложить детям, дети организуют свою жизнь сами, как показано в этом сериале. Если мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети жили долго и счастливо, то первое — надо не врать, второе — надо быть примером, третье — давать свободу и помогать реализовать потенциал ребенка, а не запрещать смотреть фильмы. Смотреть и разговаривать, делиться, спрашивать мнение, уважать его, вот что защищает наших детей от навязанной пропаганды и влияния разных видов искусства».


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента