Зарегулировать нельзя допустить рост
Ужесточения на рынке потребкредитования: итоги 2023 года и прогнозы на следующий
Банк России продолжит использовать макропруденциальные лимиты, чтобы замедлить рост долговой нагрузки населения, сбалансировать структуру кредитования, ужесточить кредитную политику банков и повысить их устойчивость на случай обвальных потерь. А это означает, что в 2024 году рынок кредитования ждет новый виток регуляторных ужесточений, по крайней мере в первой половине года.
2023 год стал непростым для банковского сектора. На фоне экономического кризиса в стране Банк России значительно ужесточил регулирование сегмента потребительского кредитования, как необеспеченного, так и обеспеченного, чтобы замедлить темпы роста кредитования населения и снизить уровень его закредитованности. Так, были значительно ужесточены макропруденциальные лимиты. Уже в январе эти меры подействовали: банки замедлили кредитование.
В дальнейшем рынок кредитования физлиц все же показал восстановление. Преимущественно рост обеспечивался ипотекой, с апреля по сентябрь опережающими темпами рос сегмент автокредитования.
Во второй половине лета и осенью к факторам сдерживания роста на рынке потребкредитования добавился рост ключевой ставки. В конце июля Банк России начал повышать ключевую ставку — сначала на 100 базисных пунктов, до 8,5%. Затем последовало еще несколько повышений, и сейчас ключевая ставка находится на уровне 15%.
В 2024 году рынок ждет новый виток регуляторных ужесточений: Банк России намерен продолжать использовать макропруденциальные лимиты. «Однако шаги, направленные на ограничение кредитования в отдельных сегментах, пока не отразились на уровне закредитованности — меры касаются новых займов, то есть скорее можно говорить о сдерживании дальнейшего роста долговой нагрузки, чем о влиянии на уже имеющуюся. Качество портфеля в 2023 году оставалось стабильно высоким. Жесткие требования, касающиеся вновь выдаваемых кредитов, могут отразиться на общих показателях качества ближе к концу года. Однако мы не ожидаем, что это влияние будет существенным»,— говорит руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.
Большее влияние на динамику рынка будет оказывать стоимость денег. При ее снижении все виды потребительского кредитования, которые приостановили рост осенью текущего года, возобновят его в наступающем году, замечает директор по продуктам и маркетингу БКИ «Скоринг Бюро» Игорь Лисянский: «Продолжение замедления темпов кредитования возможно при сохранении процентных ставок на высоком уровне. В этом случае наиболее существенное влияние будет оказано на ипотечное кредитование, так как потребитель в условиях отсутствия определенности относительно снижения ставок в ближайшем будущем вряд ли согласится на фиксацию высокой ставки на столь долгосрочный кредит, как ипотека. Пожалуй, ключевая ставка, на которую сейчас ориентируется рынок розничного кредитования,— это наиболее важный фактор обеспечения эластичности спроса на розничные кредиты, так как большинство заемщиков обращают внимание все еще на нее, а не на ежемесячную сумму, которую им предстояло бы платить по кредиту». Рынку необходимо время для адаптации к новым условиям, признает господин Лисянский.
«Рост ставок и ужесточение регулирования приведут к заметному торможению всех сегментов в 2024 году. Однако многое будет зависеть и от политики властей в отношении льготных программ: нельзя исключать их корректировки в следующем году, что может негативно сказаться на динамике выдач»,— признает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин.
«Существенного роста в сегменте розничного кредитования мы не ожидаем (около 12%). Рост ключевой ставки при снижении реальных доходов населения, увеличение долговой нагрузки, инфляционное давление, сокращение субсидируемых программ будут способствовать снижению потребительской активности, что приведет к снижению спроса на кредиты со стороны заемщиков, с одной стороны. С другой стороны, ЦБ РФ ставит перед собой задачу достичь сбалансированной структуры кредитования, предотвратить накопление чрезмерной долговой нагрузки граждан, повысить устойчивость банков на случай роста потерь по кредитам. Ограничения Банка России приведут к ужесточению кредитных политик банков.
Меры против рисков
По данным Банка России, наибольший рост в 2023 году показал сегмент автокредитования (по итогам девяти месяцев задолженность выросла на 23,3%), что связано преимущественно с эффектом низкой базы 2022 года и накопленным отложенным спросом, увеличением предложения со стороны азиатских автопроизводителей на российском рынке, переориентацией дилерских сетей на китайские и отечественные бренды, расширением продаж автомобилей с пробегом, использованием параллельного импорта самостоятельно или через поставщиков.
Портфель необеспеченных кредитов рос медленнее других направлений розницы (+11,6%), что связано с существенным повышением ставок по кредитам при поднятии ключевой ставки и, как следствие, снижением спроса со стороны населения, а также ужесточением макропруденциального регулирования (в том числе установление МПЛ, которые ограничивают долю выдач кредитов наличными и по кредитным картам заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки), что привело к росту требований к кредитоспособности заемщиков со стороны банков и замедлению выдач.
Ипотечное кредитование, являвшееся драйвером роста в 2022 году благодаря господдержке и снижению ключевой ставки, в 2023 году также показывает положительную динамику (+17,1% по итогам девяти месяцев). При этом Банк России, опасаясь накопления рисков в этом сегменте кредитования (расширения ипотеки на более рискованные группы клиентов, что отражается в последовательном ухудшении стандартов кредитования), расширил макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска.
Несомненно, банки, специализирующиеся на кредитовании необеспеченной розницы, будут стремиться наращивать объемы выдач (поддерживая финансовую устойчивость за счет накопленного буфера капитала), так как данный сегмент является наиболее маржинальным, особенно при высокой ключевой ставке. По-прежнему будет развиваться ипотечное кредитование, которое, с одной стороны, является мерой социальной поддержки населения, давая возможность улучшить жилищные условия, с другой стороны, мерой поддержки рынка (застройщиков, подрядчиков, риэлторов, банков), при этом данный тип кредитования является наименее рискованным для банков видом кредитования физических лиц.
Поддержку спросу в первую очередь окажут потребители, планировавшие приобретать недвижимость для улучшения жилищных условий в рамках льготных программ либо с намерением дальнейшего рефинансирования ставки при снижении ключевой ставки»,— дает прогноз младший директор банковских рейтингов «Национального рейтингового агентства» Наталия Богомолова. Явной стагнации кредитования в 2024 году вряд ли стоит ожидать даже при сохранении текущего уровня ставок. Рынок розничного кредитования показывал рост и в более сложных условиях с более высокими номинальными ставками, оптимистичен господин Лисянский.
Банкиры прогнозы на 2024 год дают с осторожностью, ожидая дальнейшего ужесточения ДКП, МПЛ и не ожидая роста располагаемых доходов населения. Рост рынка будут поддерживать преимущественно целевые и обеспеченные ссуды, однако в нынешних условиях россияне сохранят сберегательную модель поведения, тем более что накопленный за 2022 год отложенный спрос был большей частью реализован в 2023 году, до периода нового повышения ключевой ставки.
«Наибольший рост показал сегмент POS-кредитования. В целом по рынку он вернулся к положительной динамике еще в октябре 2022 года. Весной того же года POS-кредитование упало менее существенно по сравнению с другими сегментами, что позволяет говорить о его действительно заметном росте в 2023-м. В первую очередь рост связан с реализацией отложенного спроса после восстановления ассортимента бытовой техники и электроники. Во-вторую — с подорожанием этой товарной категории, повысившей как количество покупок с использованием заемных средств, так и интерес потребителей именно к POS-кредитованию»,— приводит пример главный управляющий директор Хоум-банка Андрей Спиваков.
«Главным фактором, оказавшим влияние на рынок потребительского кредитования в этом году, стали меры ЦБ по охлаждению кредитования. Они привели к тому, что только за два месяца (октябрь—ноябрь) рынок снизился в среднем на 25% по отношению к августу. При этом на фоне общего сокращения рынка объем выдач нецелевых потребительских кредитов в Почта-банке в октябре вырос на 12% по сравнению с выдачами начала года и на 13% в сравнении с сентябрьскими. В период высокой волатильности на рынке люди спешат взять кредит по привлекательной ставке. Реализуя отложенный спрос, клиенты хотят выполнить свои планы: сделать ремонт, оплатить учебу, поездку и т. д. Кроме того, интерес к заемным средствам стимулируется сезонными распродажами и предстоящими новогодними праздниками.
Вероятнее всего, тренд на сокращение рынка потребкредитования сохранится до конца года, несмотря на высокий сезон и большую востребованность кредитования со стороны населения. Ввиду ужесточения денежно-кредитной политики Банка России можно спрогнозировать, что в 2024 году рынок ждет охлаждение: объем продаж потребительского кредитования будет на уровне 15%. Помимо этого, произойдет подорожание кредитов для конечного потребителя.
В условиях ограничительных мер фокус сместится в сторону залогового кредитования — классических ипотечных кредитов на приобретение жилья, а также кредитов под залог движимого и недвижимого имущества. По нашим оценкам, в этом сегменте рост может достичь 5–7%»,— прогнозирует директор департамента розничного кредитования Почта-банка Игорь Селезнев.
Замедление и улучшение
Пресс-служба Банка России по просьбе “Ъ” подвела предварительные итоги регуляторных новаций-2023 и сообщила о планах регулятора на 2024 год.
Мы отмечаем некоторое замедление рынка потребительского кредитования. Если в мае—августе темп роста был 1,7–2,4% в месяц, то в сентябре он снизился до 1,5%, а в октябре — до 1,1% из-за роста ставок и ужесточения стандартов выдач ввиду в том числе повышения макропруденциальных надбавок и ужесточения МПЛ.
Но само по себе замедление недостаточно для снижения закредитованности — здесь важно, чтобы показатели выдач улучшались, то есть кредиты выдавались бы людям с меньшей долговой нагрузкой. Здесь мы видим некоторое улучшение (см. цифры ниже), но требуется более длительный мониторинг, так как часть мер, в том числе ограничение выдач с ПДН 50–80%, только начала действовать.
В первую очередь мы видим явное улучшение качества выдач, что показывает эффективность инструмента макропруденциальных лимитов. Выдачи необеспеченных кредитов заемщикам с ПДН свыше 80% снизились с 36% в четвертом квартале 2022 года до 25% в третьем квартале 2023-го, то есть структура кредитования несколько улучшилась, хотя ее качество все еще остается низким, так как почти 60% кредитов продолжает выдаваться людям, которые отдают на погашение кредитов больше половины своего дохода.
Просрочка не лучший показатель для полноценной оценки качества портфеля, так как она явно проявляется в случае какого-то шока или стресса, когда менее кредитоспособные граждане уже не могут обслуживать свои долги. Так, доля проблемных кредитов снизилась в 2023 году: на начало ноября доля NPL90+ в потребительском кредитовании составила 7,9% (–0,9 п.п. с начала года), но это обусловлено благоприятной макроэкономической ситуацией, ускоренным ростом кредитного портфеля (14,7% с начала года) и принятыми макропруденциальными мерами.
Положительную динамику также демонстрирует показатель NPL generation rate (отражает долю кредитного портфеля без просрочки). В третьем квартале он составил 4,3% (в годовом выражении), что ниже значений 2022 года (5–5,5%). В 2024 году Банк России для ограничения закредитованности домохозяйств продолжит использовать макропруденциальные лимиты.
На фоне ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ, неоднократного роста ключевой ставки и новых регуляторных ограничений в части выдачи кредитов физлицам в четвертом квартале произойдет охлаждение рынка розничного кредитования. Его объемы продолжат рост, однако более умеренными темпами, а итоговые показатели продаж по году будут сформированы преимущественно объемами выдач в течение первых трех кварталов, говорят в ВТБ. В части потребительского кредитования объемы продаж ВТБ с начала осени сократились по сравнению с августовским пиком, когда клиенты стремились оформить кредиты до повышения ставок. До конца года спрос на необеспеченные кредиты продолжит снижаться в связи с мерами ЦБ по охлаждению рынка. Их влияние также приведет к уменьшению среднего чека по кредитам. В 2024 году ожидается снижение спроса и объемов выдач ипотеки примерно на треть, в том числе в связи с вероятным окончанием основных госпрограмм в июне, отмечают в ВТБ.
«После прироста розничного портфеля кредитов в текущем году (примерно на 21% по итогам года по банковской системе) в 2024 году ожидаем замедления до +7% из-за высоких ставок и регуляторных мер. Ипотечное кредитование будет развиваться благодаря льготным программам: ожидаем прироста кредитования на 11% (в сентябре объем выдач ипотеки по льготным программам на банковском рынке достиг 68%). Необеспеченное кредитование традиционно более чувствительно к уровню ставок: ожидаем замедления прироста портфеля по банковской системе с 15% в 2023 году до 2% в 2024 году»,— говорит управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич.
А вот мнение на этот счет директора по кредитным продуктам Экспобанка Евгения Китаева: «Снижение ключевой ставки, которое рынок ожидает не ранее лета 2024 года, будет означать замедление инфляции, что будет позитивно воспринято потенциальными заемщиками и повысит интерес к потребительскому кредитованию. К тому же за период высоких ставок часть заемщиков улучшит свои показатели долговой нагрузки, и банки готовы будут предложить им кредит без обеспечения».
Восстановление прежних объемов будет зависеть от экономической ситуации в стране, уровня инфляции и дальнейших решений регулятора, подчеркивают в РНКБ.
В следующем году банки, следуя логике регулятора, будут снижать объемы выдач необеспеченных потребительских кредитов, которые будут выдаваться по более высокой ставке, чем обеспеченные. Итоговый объем выдачи потребительских кредитов в 2024 году будет зависеть в первую очередь от того, как скоро ключевая ставка перейдет к снижению.