Пропади оно все пропаном

Рынок газомоторного топлива в регионах Черноземья вырос в предложении и цене

Сети заправок в Черноземье преодолели летний дефицит сжиженного углеводородного газа (СУГ; смесь пропана и бутана), который используется в качестве моторного топлива для такси, легкого коммерческого и общественного транспорта. Однако розничные цены на СУГ в макрорегионе за осень выросли еще на 17–40%. Владельцы АГЗС объясняют это рекордным подорожанием топлива на оптовом рынке в ноябре и сохраняющейся проблемой с растущим «серым экспортом» в ущерб внутреннему потреблению. Начавшееся в декабре снижение стоимости газа на бирже позволяет участникам отрасли рассчитывать на «нормализацию» розничного рынка на несколько ближайших месяцев.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Об улучшении конъюнктуры на рынке газомоторного топлива в Черноземье «Ъ-Черноземье» рассказали в нескольких местных сетях. Основатель группы «Калина ойл» (владеет порядка 80 АЗС в Воронежской, Курской и Тамбовской областях) Валерий Борисов сообщил, что с начала осени «решилась проблема» с практически полным отсутствием в макрорегионе пропан-бутановой смеси «из-за проблем с логистикой».

Участники рынка, напомним, заявляли, что в августе Юго-Восточная железная дорога (ЮВЖД, филиал ПАО «РЖД») в течение нескольких недель не разгружала уже купленное сетями на бирже топливо, и жаловались на многодневные остановки перевозки СУГ из других регионов. В ЮВЖД эти претензии отвергали.

«О дефиците на сегодня речи уже не идет. Газ на рынке есть, но предложение пока недостаточно велико, чтобы остановить рост цен,— говорит господин Борисов.— На бирже в продаже имеются небольшие свободные объемы топлива. Это лучше, чем несколько месяцев назад, когда их не было вообще. Но одновременно мы практически всю осень наблюдали рост оптовых цен на СУГ, сменившийся небольшим снижением только в первые дни декабря. А при покупках напрямую от производителей, например с предприятий “Газпрома”, закупочные цены доходят до 25 руб. за литр, при сегодняшней розничной цене в 28 руб. это просто нерентабельно».

К концу ноября 2023 года оптовые цены на СУГ в России полностью восстановились до уровня 2021-го, достигнув максимальных значений за последние два года на уровне 35 тыс. руб. за тонну (в европейской части России стоимость продукта оставалась на пике 35,7 тыс. руб. за тонну с 21 ноября). Это в 5,8 раза выше, чем в начале года, и примерно соответствует уровню ноября 2021-го, после чего оптовые цены на СУГ в России долго снижались на фоне проблем с экспортом из-за санкций, достигнув минимума 5 тыс. руб. в феврале 2023 года. Максимального уровня в истории оптовые цены на СУГ достигали в августе 2021-го, превышая 48 тыс. руб. за тонну.

Розничные цены на СУГ в Черноземье в течение года только росли, хотя и с разной динамикой. По наблюдениям «Ъ-Черноземье», стоимость литра пропан-бутановой смеси на АГЗС в Воронежской области в начале года составляла 16,5–17 руб., а к концу августа выросла на 50%, до 23,5–24 руб. за литр. К началу декабря стоимость литра в Воронежской области увеличилась до 28–29 руб. (еще +17% к уровню августа), а в соседней Белгородской области на отдельных АГЗС дошла до 34 руб. (+40% к уровню августа и в два раза больше, чем в начале года).

По данным торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), стоимость СУГ в последнюю неделю начала снижаться — с 37 тыс. руб. за тонну с НДС в европейской части России 27 ноября до 30,1 тыс. руб. 5 декабря.

«Снижение оптовой цены дает некоторые основания рассчитывать на улучшение ситуации на розничном рынке, но я бы избегал ложного позитива,— продолжил господин Борисов.— В фактических поставках сегодняшние оптовые цены мы сможем увидеть только через три-четыре недели. Проблемы с логистикой на какое-то время остались позади, но мы ходим по очень тонкому льду. Ведь понятно, что для железнодорожников остается актуальной нехватка техники и кадров, от которой мы и сами страдаем. Поэтому есть риск, что остановки поставок повторятся, что не может не сказаться на ценах».

Глава крупнейшей в Черноземье специализированной сети АГЗС «Интрансгаз» (34 заправки в Воронежской, Курской и Липецкой областях, а также хранилище СУГ в липецкой Усмани) Игорь Татаринов, напротив, полагает, что снижение оптовых цен дает основания для оптимизма.

«Возникавший ранее дефицит преодолен. Оптовая цена опускается четыре дня подряд. Я думаю, что ситуация нормализовалась и, по крайней мере до весны, больше никаких вопросов не будет,— считает господин Татаринов.— На розничном рынке есть все показатели к возвращению цен к уровню начала 2023 года. Но только при условии, что на государственном уровне продолжится борьба с серым импортом СПГ, когда газ по внутренним ценам выкупается на бирже для перепродажи за рубежом в разы дороже. Именно эти действия были одной из причин нехватки топлива, от которой страдали региональные сети».

Сергей Калашников

Вся лента