Инфраструктурный каркас
Главные дорожные и транспортные проекты 2023 года
В этом году в Нижегородской области стартовали и продемонстрировали первые результаты капиталоемкие проекты, призванные в перспективе радикально поменять дорожную и транспортную инфраструктуру региона. Строятся новые станции метро, началась масштабная реформа электротранспорта, введен в эксплуатацию значимый участок федеральной трассы М-12 «Восток». Подробнее о проектах — в обзоре «Экономики региона».
Крупнейший в истории региона проект транспортной инфраструктуры, который был в фокусе в этом году, — строительство новых станций метро в Нижнем Новгороде. Автозаводскую линию метро продлевают до площади Свободы и Сенной площади, Сормовскую ветку — до новой станции «Сормовская». По экспертным оценкам, за счет строительства новых станций к 2028 году пассажиропоток метро должен вырасти в 2,6 раза, до 86 млн пассажиров в год.
В общей сложности на строительство планируется направить около 55 млрд руб. Основной источник финансирования — инфраструктурные бюджетные кредиты: Нижегородская область первой в стране получила из федерального бюджета стартовые транши. Сейчас заказчик совместно с Минстроем РФ решает вопросы по увеличению авансовых платежей в рамках общего контракта и опережающего федерального финансирования.
Пока по Сормовской ветке разрабатывают проектную документацию, на строительных площадках будущих станций Автозаводской линии продолжаются работы по подготовке стартовых котлованов. По официальным сообщениям, на площади Сенной практически все готово к сборке тоннелепроходческого щита, на площади Свободы завершается вынос сложных инженерных коммуникаций — подрядчик продлил срок этих работ до 15 апреля.
Еще один капиталоемкий транспортный проект, который регион реализует с федеральной поддержкой, — реформа городского электротранспорта, оцененная в 51 млрд руб. За два года в Нижний Новгород планируется поставить 170 новых трамвайных вагонов и заменить 149 км путей. Это позволит к 2028 году увеличить пассажиропоток на этом виде транспорта в два раза, до 49 млн человек.
Кроме того, в рамках реформы для областного центра приобретают электробусы. Они призваны сменить на линиях устаревшие троллейбусы. По оценкам региональных властей, за счет этого протяженность маршрутной сети общественного транспорта в Нижнем Новгороде увеличится на 31%, в том числе маршруты проложат до новых микрорайонов ЖК «Цветы», «Новая Кузнечиха», «Торпедо». Для нового транспорта в городе установят 53 зарядные станции.
На закупку 120 электробусов правительство Нижегородской области потратит 4,95 млрд руб., 96% из которых — это средства федерального бюджета и 4% — средства областного. Поставщики — Ликинский автобусный завод (входит в группу ГАЗ) и ворсменское ООО «Нижэкотранс» (совместное предприятие нижегородских ООО «Фоксбас», ООО «Экологические проекты» и белорусского BKM Holding). Последнее также собирает для Нижнего Новгорода трамваи под торговой маркой «МиНиН».
Еще один проект, касающийся комфорта пассажиров, — строительство второй канатной дороги, через Оку. «Новая канатная дорога соединит две крупные городские магистрали — проспекты Ленина и Гагарина, — поясняет губернатор Глеб Никитин. — Это будет новый альтернативный вид транспорта, который позволит сэкономить пассажирам время на перемещение через реку. Время в пути составит 15 минут. Канатная дорога заберет себе часть пассажиропотока и снизит нагрузку с общественного транспорта».
Соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации канатной дороги протяженностью 3,3 км подписано с компанией «Урбантех», которая обещает вложить в проект 4,9 млрд руб. В начале октября региональный минград утвердил планировку территории под строительство канатной дороги. Предусмотрены три станции для посадки и высадки пассажиров: около станции метро «Заречная» в конце Заречного бульвара (ближе к реке) и вблизи ТЦ «Океанис».
Дорожим дорогами
Масштабные проекты не отменяют плановых работ. По данным министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, на протяжении трех лет подряд регион входит в число субъектов РФ, лидирующих по темпам выполнения дорожного ремонта. По итогам ремонтной кампании этого года в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в области обновлено более 1 тыс. км дорог.
«Всегда основной акцент в дорожной кампании делаем на те дороги, которые ведут к важным соцобъектам: поликлиникам, школам, детсадам, по которым проходят маршруты общественного транспорта. Так будет и в следующем году. Работаем постоянно также над повышением безопасности на наших дорогах», — прокомментировал итоги года губернатор Глеб Никитин. В областном правительстве уточнили, что в нормативное состояние в том числе приведено 183 км дорог, которыми жители пользуются для подъезда к медицинским учреждениям, и 263 км дорог к школам и культурно-досуговым центрам.
Бюджет ремонтной кампании превысил 19 млрд руб. По словам Глеба Никитина, часть работ удалось выполнить со значительным опережением за счет привлечения специальных казначейских кредитов.
По словам заместителя губернатора Сергея Морозова, общая протяженность дорог в регионе — почти 33,5 тыс. км и еще пять лет назад в нормативном состоянии находилось менее 30%. «За эти годы мы восстановили почти 5 тыс. км дорог, а объем финансирования удалось увеличить в 10 раз», — рассказывал господин Морозов во время стратсессии, посвященной развитию дорожной инфраструктуры. За последние годы в регионе построено несколько стратегически важных новых транспортных развязок и обходов крупных районных центров: юго-восточный и северо-восточный обходы Дивеева, развязки в районе деревни Ольгино и на ул. Циолковского в Нижнем Новгороде, Южный обход Арзамаса и др.
Кульминацией нового дорожного строительства на территории региона в этом году стало открытие участка федеральной трассы М-12 «Восток», состоявшееся в присутствии президента Владимира Путина. По словам губернатора Глеба Никитина, по Нижегородской области проходит 280 км трассы, в прямой зоне влияния находятся восемь прилегающих к трассе муниципалитетов, где проживает 270 тыс. человек: «Мы уже видим реализацию инвестиционных проектов — это 1,5 тыс. рабочих мест и 20 млрд руб. Но их, конечно же, будет гораздо больше. Туристический поток вырастет, по нашим оценкам, как минимум в семь раз до 2030 года. Это во многом связано с тем, что трасса проходит через Арзамас, который является одним из краеугольных камней кластера Арзамас–Саров–Дивеево».