«Коронация» для императрицы

Марина Александрова и Posié

Актриса Марина Александрова — заслуженная императрица Российской Федерации. Даже народная. С тех пор как в 2014 году она вышла на телеэкраны в образе Екатерины II, ей пришлось прожить со своей героиней целую жизнь — и какую.

Марина Александрова в серьгах Posié из коллекции «Коронация». Белое золото, бриллианты

Фото: Фотограф Максим Тараканов / U Magazine

От юной наивной германской принцессы до умудренной победами и поражениями, любовями и предательствами матери огромной империи, в жизни которой долг государыни то и дело мешал счастью женщины и наоборот. Этой своей двойственностью она победила зрителей: холодная немка, становится более русской, чем исконные потомки бояр, вершительница судеб Европы устает и страдает после работы в своем дворце, как любимая учительница после уроков в своей квартире.

Всегда мечтавшая о мужском характере в кино или на сцене, Марина Александрова наконец-то его получила в сериале про самую известную из русских императриц: «Я поняла, что мне это удалось, только в женском обличье». Она оказалась в роли женщины, не зря прозванной Великой, которая в России ХVIII века была сильнее, умнее и проницательнее мужчин, ее окружавших.

Ей приходилось иногда бравировать своим характером, а иногда его прятать подальше, добиваясь своего то приказом, то нежностью. «Конечно, она страдала от этого. Ей хотелось быть и женщиной, и императрицей одновременно,— говорит актриса.— В ее характере эти стороны конфликтовали, но уживались. Это характер настоящей женщины, только поищи — в любой найдешь и ребенка, и императрицу, и фею, и ведьму».

Кольцо Posié из коллекции «Коронация». Красная шпинель, белое золото, бриллианты

Фото: Posie

Характер был показан с изумительной актерской точностью, такую императрицу нельзя было не понять и не принять, не восхититься ей и не пожалеть ее. Марина Александрова показала и соблазнение властью, и смертельную усталость от нее: опьянение, эйфорию, тяжелое похмелье. «Мы прожили с ней невероятный любовный роман со взлетами и падениями, он остался в моей душе и, надеюсь, в памяти зрителей. Я так измучилась после царствования,— смеется она,— что с радостью ушла из Зимнего дворца в веселую жизнь — в новый фильм, под "Домашний арест"».

Конец истории мы увидели только в этом году в последнем сезоне «Екатерина. Фавориты». Марина Александрова рассказывает о том, как играла последние месяцы жизни государыни — в тяжелом пластическом гриме, чтобы лучше передать противоречие между несгибаемостью духа и усталостью тела.

Серьги Posié из коллекции «Коронация». Белое золото, бриллианты

Фото: Posie

Этот грим так же важен, как важно было для нее в течение десяти совместно прожитых с героиней лет тщательное воспроизведение эпохи.

Это ведь она повелела, чтобы на съемках фильма ее героиня представала в подлинных драгоценностях. Императрица не может носить стекляшки: «Я понимала, чтобы показать всю мощь ее характера, надо показать ее вкус. Она любила украшения. Царская сокровищница заметно пополнились в ее правление. Любовь к украшениям сочеталась в ней с любовью к искусству, скольким ей обязан Эрмитаж!»

Среди придворных ювелиров был работавший в Петербурге Иеремия Позье, который создал для коронации Екатерины одно из главных украшений российского двора —Большую императорскую корону. Ее точную реплику Марине Александровой пришлось примерить в кино.

Кадр из сериала «Екатерина», 2014 год

Фото: АМЕДИА

«Я тогда лучше поняла выражение "корона давит", она и вправду очень тяжелая, а ведь императрице нельзя ни перед кем гнуть шею. Я прочитала однажды, что, когда страной правит мужчина, корона давит на голову, а когда женщина — на сердце».

Наверное, держать спину ее научили сильные женщины, которых она сыграла немало. Или военная семья, которая после странствий по гарнизонам привезла ее в Ленинград, в Екатерининские казармы. Она рассказывает про занятия арфой в коммунальной квартире и бесконечную любовь к городу, из которого она уехала, чтобы стать актрисой, и в который она вернулась уже в роли его хозяйки, настоящей императрицы. «Я почувствовала это, оказавшись на приеме в Эрмитаже, когда ночью весь музей был в распоряжении приглашенных. Я смотрела на свои отражения и вспоминала замутненное зеркало, как мне казалось, екатерининской эпохи, которое стояло в коридоре родительской квартиры, перед которым я приседала в своем первом реверансе».

После «Екатерины» нельзя было не полюбить украшения. «Не знаю, связано ли это с опытом, возрастом или с положением, но я на самом деле научилась носить украшения. Они очень важны для меня. Они не только оттеняют мое настроение, они концентрируют мою историю, память, потому что все украшения, которые у меня есть, так или иначе связаны с каким-то периодом моей жизни, с какой-то эмоцией, с какой-то энергией, с каким-то человеком».

Браслет Posié из коллекции «Коронация». Белое золото, бриллианты

Фото: Posie

Как русская императрица, она должна быть довольна тем, что появился отечественный бренд, поддерживающий традиции ювелирного искусства в очень современных украшениях. Вроде бриллиантовых серег из коллекции «Коронация» Posié, которые она надела для съемки: «Я люблю крупные серьги, и в зависимости от камней, которые я надеваю, мне кажется, мои светло-голубые глаза меняют цвет».

Работая над этой ролью, невозможно было не думать не только о характере императрицы, но и о судьбе государства, c которым она составила идеальную пару. «Нам всем интересно, как власть влияет на человека,— говорит Марина Александрова,— а ведь она была у руля 34 года. Это затмило, изменило ее разум, ее облик. Ее роман с Россией затянулся, стал мучительным для обоих, как тяжелый брак. И мне было важно это показать. Возможно, в том, как внимательно я отнеслась к этой стороне ее характера, были личные причины, я пыталась понять, какой я сама буду в старости и каких ошибок мне нужно избежать».

Моя собеседница говорит, что понимала свою ответственность в этой роли: как Екатерина не могла бросить государство, она не могла бросить Екатерину. «У этой женщины жизнь была головокружительнее любого сценария, никакой писатель не мог бы придумать такую историю заново».

Кольцо Posié из коллекции «Коронация». Белое золото, бриллианты

Фото: Posie

Было ли тяжело расставаться с такой невероятной героиней? «Нет, не было,— говорит Марина Александрова.— Мы все с ней прожили. В моей последней сцене я шла по длинной анфиладе, и моими словами было: "На воздух, хочу на воздух"».

У ее героини было, возможно, даже слишком много человеческого для великой государыни. Но Марина не осуждает свою Екатерину: «Мне бы хотелось, чтобы зритель с симпатией воспринял судьбу этой женщины. Я ей не судья, актер всегда адвокат своей роли. Иначе роль не получится».

Алексей Тарханов

Вся лента