Нарушители конвенции
Такаcи Мураками и Hublot
На специальной встрече в Сингапуре Hublot и японский художник Такаcи Мураками представили новые часы — MP-15 Takashi Murakami Tourbillon Sapphire. Не первые в истории их сотрудничества, они стали самыми сложными, самыми необычными и самыми дорогими. И, очевидно, самыми вожделенными для коллекционеров.
Для них, впрочем, ничего утешительного мы сообщить не можем — стоящие 300 тыс. швейцарских франков и выпущенные тиражом в 50 экземпляров, MP-15 были распроданы еще до официального представления публике. И это более чем предсказуемо — в современном мире, стремительно теряющем стабильность, а вместе с ней и веру в надежность денег, уникальные вещи, обладающие высоким коллекционным потенциалом, свою ценность только увеличивают.
То, что именно такими MP-15 задумывал сам Мураками, стало ясно, когда он рассказывал, для кого прежде всего сделал эти часы. Сам не чуждый коллекционированию, он говорит, что думал прежде всего о тех, кто собирает часы: «Коллекционеры все время находятся в поисках новых способов определения и выражения времени. Когда они посмотрели на эти часы, их реакция была такой: "Это часы?! Вы вообще собирались сделать именно часы?!" Увидев сапфировый кристалл на мануфактуре Hublot, я сказал себе, что смогу представить коллекционерам что-то никогда прежде ими не виданное,— и держал это в уме все время, пока придумывал их дизайн».
И это вовсе не кокетство: MP-15 Takashi Murakami Tourbillon Sapphire могли бы быть чем угодно — хоть украшением, хоть хай-тек-девайсом, да хоть сказочным волшебным цветком. Выточенный из хрусталя, этот цветок с двенадцатью лепестками ко всему идеально подходит — и далеко не в первую очередь выглядит часами.
MP у Hublot всегда далеки от обычных представлений о часах, но MP-15 и в их ряду выглядят исключительно: в них нет ни циферблата, ни стрелок в привычном смысле этого слова, а в сердцевину улыбающегося, как обычно у Мураками, цветка помещен центральный парящий турбийон. Это первая, хоть и лимитированная, серия, в которой использована такая конструкция — первоначально она была представлена в уникальной модели, сделанной совместно с Мураками для аукциона Only Watch, в этом году отмененного. У MP-15 серьезный запас хода в 150 часов, а чтобы завести их, нужно использовать специальный стилус с USB-зарядкой, который к ним прилагается. Стрелки тут все-таки есть, но они помещены под каретку турбийона так, что мы видим только их черные кончики, покрытые белой SuperLuminova, что позволяет без усилий читать время и на свету, и в темноте.
С конструктивной точки зрения эти часы тоже сделаны вполне амбициозно: чтобы расположить спуск и стрелки в центре под турбийоном, триб минутной стрелки и часовое колесо пришлось повернуть вокруг опоры турбийона, создав коаксиальную конструкцию. Что касается самого турбийона, то инженеры Hublot убрали его верхний мост и скелетонизировали все его компоненты — теперь они парят внутри прозрачного цветка.
Генеральный директор Hublot Рикардо Гвадалупе подчеркивает отличие этой работы от всех прежних арт-коллабораций: «Для нас сотрудничество с художниками — это способ сделать что-то особенное, что-то новое, потому что мы не хотим быть традиционными часовщиками — для этого есть другие бренды, с 200-летней историей. Мы же знаем, как от них отличаться. Но эта коллаборация привнесла и в наши часы с точки зрения дизайна нечто уникальное. У нас уже были совместные проекты — с тату-художником Максимом Буши и его студией Sang Bleu, со скульптором Ришаром Орлински, например,— но они были, скажем так, более коммерческими, с Мураками мы делаем совершенно новый шаг».
Сам Мураками, участвовавший за свою карьеру уже больше чем в полудюжине коллабораций и превративший их в часть своего фантастического поп-арта, тоже говорит об этом: «Когда мы только начинали работу с Hublot, многое казалось невыполнимым, но разговор продолжался, воображение разыгрывалось, и мы смогли сделать нечто очень необычное, неконвенциональное. Коллаборации между художниками и люксовыми брендами были и есть, но, я думаю, для современного люкса следующий шаг и будет состоять в создании подобных неконвенциональных предметов». Такаcи Мураками тут очень проницателен относительно будущего этого так любимого люксом жанра, почти уже исчерпавшего возможности принтов на сумках и платьях и очевидно нуждающегося в новых подходах. И следует признать, что Hublot этот шаг в будущее уже сделал.
Такаси Мураками: «Часы могут пережить века»
На встрече в Сингапуре, где были представлены новые часы Hublot, Такаси Мураками ответил на вопросы журналистов.
— Интересовались ли вы миром часов до встречи с Hublot?
— Сложность часового дела очень близка сложности искусства, это я понял, познакомившись с часовой индустрией.
— Могли бы вы провести какие-то параллели между часовым делом и вашим искусством?
— И часы, и предметы искусства могут пережить века, они сохраняют свои качества и свою историю.
— Вы использовали ваш постоянный мотив улыбающегося цветка.
— Японское классическое искусство — это снег, дождь, птицы, горы, луна. В нем нет человека. Западное же искусство сосредоточено на человеке, там всегда есть характер. И если я хотел войти в западный арт-мир, то мне нужно было придумать персонаж — так возник этот цветок, то есть нечто природное, но человеческое.
— Искусство часто рассказывает историю — какую историю вы бы хотели рассказать своими часами Hublot?
— До того, как я наконец увидел реальные часы, было много историй, которые я хотел рассказать в этой связи, но эти часы лишили меня дара речи. Думаю, такое же впечатление они произведут на каждого — когда ты видишь что-то настолько прекрасное и превосходно исполненное, нет никакой необходимости рассказывать истории.