Республиканцы выбирали победителя второй лиги

Претенденты на пост президента поспорили о том, кто из них главный после Дональда Трампа

Республиканцы США воспользовались последним шансом на то, чтобы проявить себя на внутрипартийных дебатах. Уже в январе в США начнутся праймериз, которые и определят участника предвыборной гонки-2024. Если не случится сюрпризов, им станет экс-президент Дональд Трамп, который по-прежнему недосягаем для конкурентов и в дебатах участия не принимал.

Дебаты республиканцев. Слева направо: Крис Кристи, Никки Хейли, Рон Десантис, Вивек Рамасвами

Фото: Alyssa Pointer, Reuters

Уже в январе республиканская гонка за право выдвигаться на выборах ноября 2024 года вступит в решающую фазу: 15 числа в Айове состоятся первичные выборы. Так что прошедшие поздно вечером в среду дебаты должны были стать последней очной битвой кандидатов и их программ.

В дебатах приняли участие четыре кандидата: губернатор Флориды Рон Десантис, бывший постпред США при ООН и экс-губернатор Южной Каролины Никки Хейли, предприниматель Вивек Рамасвами и экс-губернатор Нью-Джерси Крис Кристи.

Сенатор Тим Скотт в прошлом месяце заявил, что выбывает из гонки. «Я думаю, что избиратели, самые замечательные люди на планете, ясно дали мне понять: "Не сейчас, Тим"»,— сказал он. Впрочем, и те, кто все же принял участие в дебатах, подошли к этому дню с неутешительными результатами. Согласно общенациональным опросам, экс-президент США Дональд Трамп по-прежнему недосягаем: его рейтинг среди республиканских кандидатов — почти 60%. Ближайший конкурент Рон Десантис отстает на 40 процентных пунктов, следом идет Никки Хейли, которую республиканские оппоненты экс-президента называют своей главной надеждой. Она вплотную подобралась к губернатору Флориды: как следует из общенациональных опросов, госпожа Хейли уступает ему лишь два процентных пункта. При этом, если посмотреть отдельно по трем штатам, где пройдут первые праймериз и которые играют важную роль в последующем распределении голосов, в двух из них она серьезно опережает господина Десантиса. В Айове (там выборы состоятся 15 января) Никки Хейли уступает конкуренту 2,5 процентного пункта, а вот в Нью-Гемпшире (23 января) и Южной Каролине (24 февраля) она впереди на семь и девять процентных пунктов соответственно.

Официально кандидат будет выбран на Национальном съезде Республиканской партии в Милуоки 15–18 июля. И, хотя первичные выборы продлятся почти полгода, к концу марта будет уже более или менее понятно, кто получил номинацию.

Фаворит очевиден, однако американские эксперты в области права до сих пор ломают голову насчет судьбы номинации Дональда Трампа из-за многочисленных судебных обвинений в его адрес.

Первый суд над Дональдом Трампом — по вопросу приписываемой ему попытки отменить результаты выборов-2020 — начнется 4 марта. То есть за день до «супервторника», когда праймериз пройдут в 16 штатах.

В этой связи, как резонно заметила одна из ведущих дебатов, Меган Келли, и Рон Десантис, и Никки Хейли по-прежнему сохраняют шансы получить номинацию. Это произойдет, если Дональду Трампу придется снять свою кандидатуру из-за проблем с правосудием.

Именно с вопроса о том, почему тот или иной кандидат лучше Дональда Трампа, в среду начались дебаты.

Рон Десантис, которому дали слово первым, заявил: он лучше, потому что, в отличие от экс-президента, исполняет и иногда даже перевыполняет предвыборные обещания. Кроме того, отметил он позднее, «время не победить» и на президентскую номинацию нужно выдвигать того, кто моложе и кто будет способен отработать два президентских срока. В противном случае не исключено, что 77-летний ныне Дональд Трамп, если победит, столкнется с такими же проблемами, что и 81-летний Джо Байден.

Когда же слово передали Никки Хейли, то она ответила: если сравнивать с Дональдом Трампом, то она бы была жестче с Китаем по вопросу не только экономического, но и военного противостояния. На это последовало резкое замечание от Рона Десантиса: «Ее доноры не позволят ей быть жестче с Китаем».

Никки Хейли, которую поддержал ряд американских миллиардеров, попыталась оправдаться, что рада любой поддержке, но это не помешает ей быть беспристрастной. Однако и господин Десантис, и Вивек Рамасвами решили, что нащупали ахиллесову пяту конкурентки, и не раз напоминали ей об этом в ходе дебатов.

Губернатор Флориды делал это более или менее тактично, а вот господин Рамасвами придерживался иной тактики. В середине дебатов он даже начертил на листе бумаги большими буквами: «Никки Хейли = коррумпирована» и поднял листок над своей головой на всеобщее обозрение. Причем госпожа Хейли так устала от обвинений от Вивека Рамасвами, что даже не воспользовалась предложением ему ответить. «Он не стоит моего времени»,— заявила она.

Еще одна стычка этих двух участников дебатов произошла из-за позиции госпожи Хейли по Украине. Хотя вопрос помощи Киеву в принципе не поднимался ведущими — они обсуждали противостояние Ирану и Китаю, Никки Хейли упрямо повторяла, что для победы над этими двумя странами нужно поддерживать Украину.

Более того, Никки Хейли даже связала конфликт на Украине с ближневосточным и обратила внимание на то, что атака «Хамаса» на Израиль состоялась 7 октября, в день рождения президента РФ Владимира Путина.

За все это она получила едкий комментарий от господина Рамасвами, что многие «незаметно переходят на эту позицию (заключение мирного соглашения.— “Ъ”), за исключением Никки Хейли и Джо Байдена, которые до сих пор поддерживают бессмысленную войну на Украине». Он продолжил: «Есть одна общая черта, которая объединяет Джо Байдена и Никки Хейли: ни один из них не может даже назвать вам три провинции на востоке Украины, бороться за которые они хотят послать наши войска».

После нападки на Никки Хейли не выдержал Крис Кристи, который встал на защиту экс-постпреда при ООН. Во время своих перепалок с Вивеком Рамасвами он сначала назвал Никки Хейли «умной и образованной женщиной» и попросил оппонента «перестать ее оскорблять». На это господин Рамасвами предложил самому господину Кристи назвать украинские регионы, на что тот парировал: «Когда вы в своем Гарварде учили украинские провинции, я боролся с терроризмом». После бывший губернатор Нью-Джерси окрестил господина Рамасвами «самым отвратительным хвастуном в Америке». Никки Хейли, видимо пытаясь успокоить ситуацию, наконец произнесла: «Луганская область, Донецкая область…»

К слову, для Криса Кристи, который с треском провалился на выборах-2016 и едва прошел квалификацию на последние дебаты, этот вечер, похоже, стал лебединой песней. Он на этот раз не отмалчивался, а пытался вставить слово почти в каждое обсуждение. Не раз он перебивал Рона Десантиса, подозревая в лицемерии и отказе прямо отвечать на вопросы. Всех своих трех оппонентов политик обвинял в недостаточной критике Дональда Трампа, отмечая, что они «борются с лордом Волан-де-Мортом, опасаясь даже назвать его имя». В середине дискуссии Крис Кристи набросился на губернатора Флориды за то, что тот не стал напрямую заявлять, что экс-президент «не соответствует должности». От себя же он добавил, что Дональд Трамп «злой, желчный человек».

Если подводить итоги последних республиканских дебатов, то американский зритель вряд ли остался ими доволен. Многие вопросы, которые в ходе обсуждения избиратель ожидал услышать, ведущие не успели задать из-за многочисленных перепалок. Например, совсем мало затрагивалась иммиграционная реформа. Самый больной вопрос для республиканцев — аборты — не поднимался совсем.

Впрочем, вряд ли от этих дебатов кто-то ждал чего-то прорывного. Кандидаты имели дело со все более сокращающейся аудиторией. Первые дебаты собрали 12,8 млн зрителей, вторые — 9,5 млн, а третьи — всего 6,8 млн. По последним дебатам цифры еще пока не известны, но очевидно, что за ними следило и того меньше американцев.

Екатерина Мур, Вашингтон

Вся лента