Нейросеть обучит программистов
Российские разработчики создали ИИ для студентов
Преподавать программирование теперь сможет искусственный интеллект. Совместный проект МГТУ имени Баумана и Московского физико-технического института сейчас проходит тестирование на площадке одного из этих вузов. В дальнейшем его планируют запустить и в других учебных заведениях. Как рассказали “Ъ FM” разработчики, сервис способен анализировать действия начинающего программиста с помощью нейросети. Платформа выявляет, какие алгоритмы использовал студент при решении конкретной задачи, и определяет уровень его знаний. Затем искусственный интеллект, как и обычный преподаватель, предлагает пользователю подходящие упражнения для закрепления пройденного материала либо изучения нового.
Для занятий с таким преподавателем желательно обладать хотя бы минимальными навыками программирования, отмечает один из авторов проекта Роберт Хажиев: «Сейчас сервис позволяет изучать спортивное программирование на практике, решая задачи. Работает это все следующим образом: исходя из глубокого анализа исходного кода, самого кода решения платформа позволяет определять уровень знаний пользователя в разных темах, алгоритмах.
Она подбирает максимально релевантные задачи для студента, чтобы составить таким образом персональную образовательную траекторию. ИИ учитывает количество попыток, информацию об исходном коде и прочие данные. В каких-то задачах, например, нужно реализовать алгоритм поиска или сортировки, где-то нужно поработать со строками или структурировать данные. Например, могут быть задачи на графы, на строки или комбинированные, решить которые с нуля сложно.
Что касается зарубежных аналогов, есть платформы, которые предоставляют возможность решать задачи. Но о способных применять внутри рекомендательную систему с использованием искусственного интеллекта нам ничего не известно».
На платформе доступно более 7 тыс. задач по 30 темам. Студент может выбрать наиболее подходящую, а виртуальный преподаватель построит индивидуальную траекторию обучения. Как отмечают разработчики, сервисом можно пользоваться как на компьютере, так и на смартфоне. Впрочем, пока подобная технология не заменит обычных педагогов, считает специалист в области искусственного интеллекта Игорь Щербаков:
«Классная разработка, которая может если не заменить преподавателя, то стать для него хорошим помощником. Например, ИИ может проверять код студентов или помогать им его писать. Конечно, после того, как OpenAI выпустили API для GPT, было достаточно много стартапов и в сфере образования, и области разработки ПО.
То есть можно посмотреть, например, на Copilot от GitHub. Это помощник, который интегрирован с системой контроля версий и репозиториями на GitHub. Он помогает разработчикам писать код. По сути, Copilot делает то же самое, что преподаватель программирования, потому что может показать вам, как нужно написать. Решение коллег из МГТУ имени Баумана — не мировой прорыв. Но нужно посмотреть, на какой сети работает их платформа. Если на российской, то это прорыв технологический».
В минувшем феврале в одном из столичных вузов разгорелся скандал после того, как студент признался, что диплом написал за него искусственный интеллект. Работа прошла проверку антиплагиатом, набрав 82% уникальности. Выпускник защитился на «удовлетворительно».
После обнародования этих фактов руководство учебного заведения задумалось над тем, чтобы лишить молодого человека документа о высшем образовании, но позже посчитало, что нейросеть использовалась лишь в качестве инструмента подготовки квалификационной работы.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".