Lada соберется в Иране
Удастся ли российским машинам стать востребованными в исламской республике
АвтоВАЗ собрался выйти на иранский рынок. Компания намерена локализовать в республике производство и ведет об этом переговоры, пишут «Ведомости». В самом АвтоВАЗе сообщали, что уже нашли партнера для дистрибуции и обслуживания автомобилей Lada.
Российский производитель еще 10 лет назад пытался выйти на рынок Ирана, но помешали американские санкции. Теперь под ними и сам АвтоВАЗ, а экспансии уже ничего не мешает. Кроме особенностей иранского авторынка, о них рассказал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
«Сами иранцы об этом, конечно, не говорят, но в соседних странах заявляют открыто, что в Иране действует автомобильная мафия. Все настолько завуалировано и сложно, что внедриться на их рынок очень трудно. Продавать автомобили в Иран по чистому импорту вообще практически невозможно. Таможенные пошлины сумасшедшие, доходят до 100%. И эти машины продаются по бешеным ценам.
Даже китайские автомобили, потенциально вроде бы недорогие, в соседних странах можно купить по одной цене, а в Иране известен случай, когда такую же машину продали по цене в пять раз выше. Есть недорогие иранские автомобили. Самая дешевая модель стоит $10 тыс.
Удастся ли с учетом перевозки и прочих накладных расходов уложиться с таким автомобилем как Vesta или даже Granta в цену под $10 тыс., большой вопрос. Если АвтоВАЗ сможет пробить стену и закрепиться на иранском рынке, это станет, конечно, большой победой».
А Тегеран в свою очередь пытается выйти на российский рынок, но пока не преуспел: защитные механизмы властей не позволяют установить на иранские автомобили справедливые для них низкие цены. Поэтому торговать ими местным игрокам невыгодно, отметил исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов:
«В первую очередь здесь важна политика и стремление самих производителей заходить на российский рынок. Китайские компании, например, продемонстрировали активную позицию, они развивают дилерские сети, приходят в РФ и думают о локализации.
Иранская продукция как раз ближе по ценовой нише к АвтоВАЗу. Важную роль здесь играют и защитные меры в виде того же утильсбора. Российские автомобили дорожают в 2023 году в три раза быстрее, чем иномарки. По данным Росстата, на 15% с начала года. Поэтому то самое повышение утильсбора, которое приподняло защитный барьер, уже практически отыграно увеличением цен. И не исключено, что утильсбор повысят и в 2024 году».
Привезти в Россию иранские автомобили намеревалась компания «Бест Моторс», но там признали, что проект оказался «экономически невыгоден». Ее генеральный директор Александр Степанов рассказал «Газете.Ru», что установить привлекательные цены так и удалось, помешали утильбсор и курсовая разница.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".