В ритейл добавляют контроля

С какой инициативой и почему выступила ФАС

Федеральная антимонопольная служба предложила наказывать ритейлеров за резкое и необоснованное повышение цен. Такой законопроект служба направила в правительство, с ним ознакомились «Известия». Согласно документу, нарушением будет считаться подорожание товаров минимум на треть в течение двух месяцев, которое нельзя объяснить экономическими факторами. Под ними ФАС понимает изменение спроса или предложения, колебание цен на сырье и комплектующие, сезонность и некоторые другие. Какие именно продукты затронет эта мера, определит правительство.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Почему понадобился дополнительный контроль? И какие риски возникают для бизнеса? Председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов считает, что это будет работать, в первую очередь, как сдерживающая мера: «Самое первое, что приходит на ум, это прошлогодняя история с сахаром. Тогда он был везде — и у производителей, и в распределительных центрах, и у самих сетей — однако последние по каким-то причинам его придерживали, переписывая ценники чуть ли не каждый день.

Из раза в раз это повторяется, аналогичные эпизоды происходят и с мясной продукцией, и с яйцами. Поэтому очевидно, что определенные инструменты и меры воздействия для регуляторов необходимы. Они будут выступать не столько карательным, сколько сдерживающим фактором. В ином случае мы будем наблюдать какие-то взрывные темпы роста цен.

Антимонопольная служба и другие ведомства могут отслеживать всю цепочку поставок от производителя до полки и видеть, за счет чего меняется стоимость товаров.

Сейчас в большинстве случаев ни одно из звеньев в поставке не может обосновать, а почему вдруг какая-то позиция так резко выросла в цене».

Какое наказание грозит ритейлерам? Согласно инициативе, если ФАС выявит необоснованное повышение цен, то сначала отправит компании предупреждение. Если она его проигнорирует, тогда против нее возбудят административное дело. Также обсуждаются штрафы — до 0,03% суммы выручки от реализации товара, но не менее 50 тыс. руб.

Сейчас между крупными сетями есть здоровая конкуренция, это подтверждают в том числе их отчетности, заметил управляющий хедж-фонда Lighthouse Capital Николай Власенко. По его словам, если власти будут регулировать рынок таким образом, то это может создать дисбаланс:

«Попытка ограничить цены тех или иных товаров административным путем всегда приводит к искажению рынка и может выйти боком в других секторах. То есть когда вы какую-то одну позицию защищаете от рынка, значит, какая-то другая должна за это страдать.

Если у вас нет монопольных или квазимонопольных рынков, то в принципе задача по сдерживанию цен решена. Стоимость товаров, как отметка в термометре: если у вас стали расти температуры, это не значит, что нужно выбрасывать градусник либо сбивать его показания. Просто он показывает, что что-то не в порядке с организмом. Так и с растущей ценой — нужно искать источник того, почему это происходит.

При этом ритейлерам очень сложно обосновать изменение в прайсах. Даже в рамках одной сети у вас будут очень разные ценники в зависимости от локации магазина. В центре наценка будет выше, где-то — ниже, чтобы в итоге торговая точка окупалась, и в этом месте ее можно было содержать.

Есть же объективные отчетности ритейлеров по чистой годовой прибыли. Она колеблется в пределах 3-5%. Это вполне нормальный заработок и показатель того, что в принципе рынок здоров, и, соответственно, доходы его участников достаточно справедливы».

С точки зрения рынка потребности в такой мере сейчас нет, она будет избыточной, отметил партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Сергей Ермоленко. Но, возможно, ее стоит считать в первую очередь политической, заметил эксперт: «Вопрос касается социально чувствительной сферы отношений — продуктов питания. Правительство пытается добавить какие-то новые инструменты, которые позволят более оперативно регулировать рынок.

Если судить с точки зрения неких базовых принципов рыночной экономики, то такая мера является излишней.

Те механизмы, которыми обладают контролирующие органы, позволяют выявлять разные формы антиконкурентного поведения в части повышения цен. Речь в таком случае идет либо о злоупотреблении доминирующим положением, либо сговоре.

Это понятная антимонопольному регулятору картина с понятным составом доказывания и ответственностью. Но, конечно, такие случаи нужно выявлять, проводить проверки, собирать доказательства. Это достаточно большая и сложная работа».

В 2023 году в России заметно дорожали яйца и мясо курицы, но регуляторы не фиксировали повышения цены в рознице на 30%. Стоимость яиц, например, выросла на 23% по сравнению с 2022-м.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Иванова

Вся лента