Высший гольф-класс

Джон Рам подписал контракт, который может принести ему около $600 млн

Один из лучших гольфистов мира, третий номер мирового рейтинга Джон Рам подписал контракт с туром LIV Golf, который может принести ему за несколько лет около $600 млн. Примечательна в этой истории не только стоимость соглашения, делающая Рама одним из наиболее высокооплачиваемых спортсменов в мире, но и то, что испанец, сделавший себе имя в соревнованиях под эгидой PGA Tour, перешел в конкурирующую организацию. Известие о контракте Рама ставит под сомнение вероятность завершения сделки по слиянию LIV Golf и PGA Tour. Похоже, в LIV Golf, за которым стоит богатейший саудовский государственный инвестфонд Public Investment Fund (PIF), решили продолжить курс на «удушение» PGA.

Гольфист Джон Рам

Фото: John David Mercer / USA TODAY Sports / Reuters

Один из сильнейших гольфистов мира, третий номер рейтинга Джон Рам в ближайшие годы из богатого человека превратится в очень богатого. Он объявил о том, что начиная с 2024 года будет выступать в турнирах, проводимых под эгидой промоушена LIV Golf. Испанец не первый топ-гольфист, которого переманили в созданный только в 2021 году тур из «старой» — существующей с 1968 года PGA. К примеру, один из наиболее успешных гольфистов мира Дастин Джонсон получил $150 млн за участие в турнирах LIV Golf. Но даже на фоне того, что заработал Джонсон, выплаты, обещанные Раму, поражают.

По данным ESPN, контракт рассчитан минимум на три года и принесет спортсмену не менее $300 млн. Daily Mail утверждает, что с учетом дополнительных доходов, в частности доли от призовых, которые будет получать специально создаваемая под Рама команда (он станет ее совладельцем), его доход составит почти $600 млн. Для сравнения: за карьеру, а в профессионалы Рам перешел в 2016 году, он заработал около $77 млн. Новый же контракт, если ориентироваться на его максимальные значения, сделает его обладателем самого крупного соглашения в истории спорта. Пока таковым остается Лионель Месси, который получил в 2017–2021 годах от «Барселоны» €500 млн ($537 млн).

Примечательно, что всего несколько месяцев назад Джон Рам категорически отвергал возможность ухода из PGA и перехода в LIV Golf.

Ему не нравился формат соревнований, его не устраивало, что за LIV Golf нет истории. Да и вообще, говорил Рам, играет он не ради денег, а исключительно из любви к гольфу. «Для меня важная история и наследие, это то, что может дать PGA,— отмечал Джон Рам.— А если бы мне предложили, скажем, $400 млн, то как бы изменился мой образ жизни? Никак! Я уже в том положении, что могу вообще на пенсию выйти». На мероприятии, посвященном объявлению о подписании контракта с LIV, Джон Рам повторил, что играет не ради денег. «Но я мужчина, у меня есть семья, обязательства, я должен обеспечить близким лучшие условия»,— рассказал он.

Помимо стоимости контракта, который подписал Джон Рам, у его сотрудничества с LIV есть еще один важный момент. Возможно, подписание договора с испанцем означает, что в LIV Golf фактически поставили крест на буксующем слиянии с PGA. Два года гольф-структуры судились друг с другом: LIV Golf обвиняла PGA в том, что она пользуется своим доминирующим положением, PGA отвечала исками за попытки разрушения своего бизнеса путем его «удушения» (переманивание игроков — ключевой аспект такой тактики). Но в июне организации заявили, что решили больше не воевать, а объединиться в новую структуру PGA Tour Enterprises. Поначалу возникло ощущение, что LIV Golf вливается в структуру более авторитетной PGA, но на деле все оказалось наоборот.

Этой историей заинтересовались в Сенате США. В июне были проведены сенатские слушания, и там выяснилось, что сделка структурирована так, что реальный контроль над объединенной структурой будет не у нынешних руководителей PGA, а у представителей LIV Golf. А значит, у владеющего промоушеном PIF, активы которого превышают $700 млрд. «Это капитуляция»,— констатировал тогда сенатор Ричард Блюменталь. Примерно в те же сроки, когда прошли сенатские слушания, Министерство юстиции США начало проверку сделки на предмет ее соответствия антимонопольным правилам. Она до сих пор не завершена, а между тем 31 декабря истекает установленный договаривающимися сторонами срок закрытия сделки. О его продлении ни в LIV Golf, ни в PGA ничего не говорят.

Не исключено, что в LIV Golf решили, что эффективнее будет отказаться от проблемного слияния и вернуться к политике «удушения». А оно будет эффективным.

«У них нет ограничений по деньгам, времени, смысл их существования в том, чтобы забирать наших игроков»,— отмечал на сенатских слушаниях член совета директоров PGA Джимми Данн.

Добавим, что Саудовская Аравия в последнее время действительно активно вкладывается в спорт. Так, в ноябре Международная федерация футбола (FIFA) объявила, что чемпионат мира 2034 года пройдет именно в Саудовской Аравии. Ранее много шума наделала активность саудовских футбольных клубов на трансферном рынке. На покупку звезд саудовские команды за одно только лето 2023 года потратили более $800 млн, показав третий результат в мире. PIF принадлежит клуб Английской премьер-лиги «Ньюкасл». Уже несколько лет Саудовская Аравия является местом проведения самого крупного ралли-рейда мира — «Дакар». Кроме того, власти страны готовы инвестировать в крикет $5 млрд, вложив их в развитие Индийской премьер-лиги (IPL).

Александр Петров

Фотогалерея

Самые высокооплачиваемые спортсмены мира по версии Forbes-2023

Смотреть

Вся лента