Нравится не нравится, трать, моя красавица
В проект оборонного бюджета США включили и то, от чего Белый дом пытался откреститься
Палата представителей и Сенат США на следующей неделе, как ожидается, проголосуют за принятие военного бюджета страны на 2024 год. Согласованный комитетами по обороне обеих палат Конгресса 3000-страничный документ предполагает выделение рекордных $874 млрд. В текст вошли и некоторые положения, в том числе по России, против которых ранее категорически возражала администрация президента Джо Байдена. При этом часть из них была смягчена. В целом же анализ документа позволяет сделать вывод, что противостояние с Китаем для американских законодателей намного важнее конфликта с Россией, а поддержка Израиля ощутимее солидарности с Украиной.
Рекордный бюджет
2024 финансовый год вообще-то уже начался (с октября), но проект оборонного бюджета (National Defense Authorization Act, NDAA) профильные комитеты Палаты представителей и Сената согласовали только на днях. На следующей неделе, как ожидается, 3093-страничный документ будет принят полным составом палат. Он вышел столь объемным в том числе и потому, что содержит приложение, в котором приведены и все не вошедшие в итоговую версию положения, содержавшиеся в отдельных проектах бюджета Палаты представителей и Сената.
После голосования в двух палатах документ, позволяющий выделить на нужды Пентагона (и подразделения Министерства энергетики США, занимающегося ядерным оружием) рекордные $874 млрд, ляжет на подпись Джо Байдену.
Для США такая задержка с принятием оборонного бюджета — обычное дело.
Так, в прошлом году американский президент подписал соответствующий документ только 23 декабря. Между тем на сей раз законодатели включили в проект бюджета целый рад пунктов, против которых Белый дом категорически возражал. Один из них касается раздела, запрещающего тратить бюджетные средства на предоставление России уведомлений в рамках двустороннего Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ). Ранее административно-бюджетное управление Белого дома раскритиковало это положение, поскольку оно связывает руки администрации.
Напомним, сейчас США России никаких уведомлений в рамках этого договора не предоставляют. Они перестали делать это вскоре после того, как президент РФ Владимир Путин в конце февраля объявил о приостановке участия страны в ДСНВ. До этого стороны на постоянной основе направляли друг другу детальную информацию о состоянии своих стратегических наступательных сил и всех изменениях (с 2011 по 2023 год число таких уведомлений превысило 25 тыс.). При этом американские официальные лица не раз говорили, что США готовы вновь начать выполнять требования договора, если Россия поступит так же.
Российские официальные лица настаивают на том, что сначала США должны отказаться от враждебного курса в отношении Москвы. Выполнять требования ДСНВ (в том числе в части отправки уведомлений) российские профильные ведомства (Минобороны и МИД) сейчас не могут, поскольку вскоре после февральского заявления Владимира Путина российский парламент принял закон о приостановке участия страны в договоре. Пересмотреть это решение может только президент.
Администрация Джо Байдена указала в комментарии к одной из первых версий проекта бюджета, что хочет иметь возможность вернуться к выполнению ДСНВ и выступает против «неоправданного ограничения способности исполнительной власти» пересматривать принятые ею решения (см. “Ъ” от 12 июля). Законодатели оставили этот пункт в документе, хоть и смягчили его. Действие запрета на передачу России уведомлений в рамках ДСНВ может быть приостановлено в двух случаях: если Пентагон и Госдепартамент предоставят Конгрессу данные о том, что Москва сама вновь начала направлять Вашингтону предусмотренную договором информацию, или же если указанные ведомства письменно объяснят, почему односторонняя отправка оповещений России важна для интересов США.
В ноябре глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва не будет обсуждать с Вашингтоном возобновление действия ДСНВ, пока США не перестанут поставлять Киеву вооружения дальнего радиуса действия, которые могут быть использованы в том числе против баз стратегических ядерных бомбардировщиков РФ. «В Договоре о стратегических наступательных вооружениях в преамбуле сказано, что мы теперь не соперники, у нас взаимное доверие, у нас должен быть баланс интересов и неделимость безопасности. Все это было растоптано, разорвано и выброшено американцами в мусор. Поэтому, когда они говорят: нет, давайте, вот у нас сейчас с Украиной там не очень заладилось, но давайте рассматривать вопросы продолжения процедур, предусмотренных этим договором,— такого не будет»,— сказал министр в ходе марафона общества «Знание».
Нежеланная ракета
Из того, чему еще противился Белый дом, стоит упомянуть разработку крылатой ракеты морского базирования в ядерном оснащении (SLCM-N). Законодатели все-таки включили этот пункт в проект оборонного бюджета. Создать такую ракету США решили при прошлом президенте Дональде Трампе, что подавалось в том числе как ответ на «растущую угрозу со стороны России». Джо Байден в 2022 году заявил о необходимости отказа от дальнейшего финансирования этой программы.
Но Конгресс под давлением Республиканской партии настоял на том, чтобы работы были продолжены, и выделил на 2023 год около $45 млн на разработку SLCM-N и соответствующей боеголовки W80-4 ALT.
В текущем финансовом году траты на эту программу предлагается заметно увеличить — до $260 млн.
В Белом доме же считают, что «эта ракета, поставки которой планировались не ранее 2030-х годов, принесет сомнительную пользу, но ее разработка будет препятствовать инвестициям в другие приоритеты». «Соединенные Штаты обладают достаточными нынешними и планируемыми возможностями для сдерживания ограниченного применения противником ядерного оружия с помощью обычных и ядерных вооружений, в том числе запускаемыми с подлодок баллистическими ракетами с ядерными боеголовками малой мощности W76-2, нынешними крылатыми ракетами воздушного базирования, их преемницами (Long Range Standoff), а также самолетами двойного назначения F-35A, которые могут оснащаться ядерными авиабомбами B61-12»,— заявили в октябре в администрации США. При этом там предупредили, что Джо Байден будет готов наложить вето на бюджет, если в него войдет пункт о SLCM-N. Впрочем, этого может и не случиться: в бюджете на 2023 год эта программа тоже была, и глава Белого дома его в итоге одобрил.
Враги и партнеры
Россия упоминается в документе 153 раза. Несколько положений документа посвящены исключительно противостоянию с ней. Так, один из пунктов вводит для американских военных запрет на заключение контрактов с российскими энергодобывающими компаниями, а также с третьими сторонами, которые сотрудничают с подобными российскими структурами. Другой запрещает поддерживать любые действия, направленные на распространение «суверенитета Российской Федерации на международно признанные территории Украины».
Китаю в документе уделяется куда больше внимания: он упоминается 322 раза. Ряд положений бюджета направлены на укрепление обороноспособности Тайваня (в том числе через поставки ему вооружений) и ограничение сотрудничества с Китаем (в том числе в научной сфере, через закупки оборудования и так далее).
В некоторых разделах говорится о России и Китае одновременно. Так, конгрессмены хотят, чтобы Пентагон уведомлял их о фактах «значимого в военном отношении сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, связанного с ядерными или стратегическими потенциалами». Напомним, из ранее принятых доктринальных документов нынешней администрации следует, что в Вашингтоне Россию сейчас считают наиболее серьезной угрозой США и основанному на их лидерстве миропорядку, в то время как Китай считается главным вызовом для США в долгосрочном плане.
Украина в проекте оборонного бюджета упоминается 109 раз.
В рамках «Инициативы по содействию безопасности Украины» (Ukraine security assistance initiative) Киеву предлагается выделить $300 млн в 2024-м и столько же в 2025 году. Стоит отметить, что это лишь часть выделяемых властями США Украине средств: куда большая доля помощи оформляется отдельными подзаконными актами. В минувший четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал США «локомотивом в плане поощрения украинцев на войну».
Показательно, что Израиль в документе упоминается значительно чаще Украины — 190 раз. Сосчитать, сколько всего средств предполагается выделить Израилю, однако, сложно, так как в проекте бюджета фигурируют десятки программ содействия укреплению его обороны, но не везде уточняются суммы. Только на работы по дальнейшему совершенствованию израильского противоракетного комплекса Arrow 3 конгрессмены готовы предоставить военным $80 млн. Еще $80 млн Конгресс готов выделить на закупку компонентов для израильской системы «Железный купол». Законодатели также хотят, чтобы в Пентагоне подготовили отчет о потребностях Израиля в боеприпасах и запустили новую программу обучения израильских пилотов (в том числе для самолетов-заправщиков).
Отметим, что в предыдущие годы российский военный бюджет был в среднем в десять раз меньше американского (в пересчете на доллары), однако оценить нынешнее соотношение соответствующих трат не представляется возможным, поскольку не все расходы на военную операцию РФ на Украине и прочие связанные с этой тематикой траты предаются огласке.