Искусство теряется в толпе
Нужно ли сокращать количество посетителей музеев
Глава Эрмитажа предложил ограничивать доступ к шедеврам искусства. Об этом Михаил Пиотровский заявил в интервью РБК. По его словам, к таким знаменитым произведениям, как «Мона Лиза», туристов стоит допускать по группам, чтобы не создавать столпотворение. В пример успешного внедрения такой системы глава Эрмитажа привел церковь Санта-Мария-делле-Грацие, где хранится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». По словам Пиотровского, такой же ограниченный доступ теперь будет к раке Александра Невского, которую Эрмитаж в сентябре передал на хранение Русской православной церкви. Введет ли групповые посещения сам музей, пока неизвестно.
Если за осмотр определенных шедевров будет взиматься дополнительная плата, это сделает музеи более элитарными, говорит директор Московской школы современного искусства Михаил Левин:
«Отдельный доступ к конкретным произведениям, где зрителям нужно будет покупать специальный билет, может приносить доход, но и будет создавать идею элитарности. Мало того, человек должен купить билет в сам музей, он еще дополнительно платит, чтобы увидеть какой-то элемент коллекции. Думаю, это не совсем корректно. Круг людей, которому будет доступно соприкосновение с искусством, сразу сузится.
Но если вводить систему предварительной регистрации с фиксированным временем посещения, то разочарований удастся избежать. Популярные произведения искусства действительно зачастую сложно рассмотреть, около них всегда собираются толпы. Поэтому есть смысл сделать так, чтобы получить доступ было возможно, но на ограниченное количество времени».
Лувр, который сейчас остается лидером по посещаемости среди музеев мира, с начала 2023 года ввел ограничения по количеству доступных билетов в день. Теперь ежедневно туда могут войти до 30 тыс. человек. Хотя до пандемии в самые многолюдные дни в Лувр попадали около 45 тыс. Сейчас 80% билетов оформляется онлайн, и с помощью новой политики администрация планирует вернуться к уровню аудитории 20-летней давности — принимать 7,5-8 млн гостей в год.
В Ватикане с 2019 года также действуют ограничения: в знаменитый комплекс могут войти 20 тыс. человек в день. Предложение Михаила Пиотровского согласуется с современной проблемой чрезмерного туристического потока в музеях, говорит искусствовед Михаил Каменский:
«Предложение Михаила Борисовича Пиотровского рационально. Посещение музеев встало в один ряд с поп-концертами, кинотеатрами, превратилось в развлечение. Постепенное превращение музея в стадион может нанести вред не только экспонатам, но и самому процессу их восприятия.
Когда перед искусством течет людское море, оно десакрализируется, становится частью какой-то внешней среды, перед которой люди уже не испытывают трепета. Чтобы рассказывать об искусстве и не нарушать принципы безопасности, нужно ограничить количество посетителей музеев и выделить особо охраняемые зоны перед наиболее популярными экспонатами.
Если рассматривать все это в комплексе, то с точки зрения человеческой психологии, как только люди узнают о том, что доступ к чему-то ограничен, они немедленно хотят это получить, воспринимают как некий дефицит. Конечно, ограничения подогревают интерес. Но я не думаю, что это является ключевой причиной, по которой Михаил Борисович Пиотровский предлагает вводить такие регламенты».
По словам главы Эрмитажа, посещаемость музея вернулась на уровень до пандемии. Например, количество туристов комплекса Зимнего дворца в 2023 году достигнет 3 млн.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".