Агросуверенитету назвали цену
Белый дом перенаправит на его оплату деньги для стимулирования АПК
С 2024 года Минсельхоз объединит два механизма господдержки аграриев — компенсирующую и стимулирующую субсидии. Отраслевые приоритеты в основном остаются прежними — внесенные в аграрную госпрограмму изменения сильнее меняют логику финансирования АПК. Решение отказаться от экстенсивного роста производства в пользу поддержания нынешней структуры сектора формально объясняется достижением основных целей по обеспечению продовольственной безопасности, по существу же положение дел позволяет перенаправить эти средства на компенсацию сектору расходов, возникших и возросших из-за последствий военной операции РФ на Украине.
Постановлением №2065 от 2 декабря 2023 года Белый дом объединил компенсирующую и стимулирующую агросубсидии, отказавшись от последней. Изменения уже внесены в госпрограмму развития АПК и вступят в силу 1 января 2024 года.
В рамках «единой» субсидии Минсельхоз выделил 12 приоритетов.
Пять из них — поддержка проведения агротехнологических работ, элитного семеноводства, племенного животноводства, малых форм хозяйствования и страхования — устанавливаются для всех регионов «по умолчанию». Из остальных семи (среди них, например, поддержка производства молока, а также так называемых традиционных отраслей) регионы будут выбирать для субсидирования три — сведения для получения средств по ним будут подаваться в Минсельхоз ежегодно до 15 июля. Общий перечень приоритетов новой редакции госпрограммы во многом повторяет цели обеих — компенсирующей и стимулирующей — субсидий (в 2023 году на них пришлось около 60 млрд руб.). Как заявили “Ъ” в Минсельхозе, это «традиционные меры по повышению продовольственной независимости РФ».
Изначально разделить господдержку развития АПК на две части — стимулирующую (направлена на развитие приоритетных отраслей) и компенсирующую (на компенсацию выпадающих доходов производителей) — было предложено в 2019 году. Тогда предполагалось, что подобная разбивка средств будет способствовать аграрной специализации регионов (см. “Ъ” от 22 июля 2019 года), а компенсирующие субсидии будут постепенно сворачиваться. Впрочем, в 2020 году цели были скорректированы под экономические нужды — для поддержки отрасли во время пандемии соотношение компенсирующей и стимулирующей субсидий закрепилось на уровне 58/42%. В логике отказа от компенсаций (де-факто государственного перераспределения прибылей в пользу менее доходных секторов) будущее господдержки АПК обсуждалось в том числе в начале 2023 года (см. “Ъ” от 25 января). Риторика изменилась летом — когда стало ясно, что в стимулировании сектор уже не нуждается, а ресурсы должны быть направлены на его поддержку и поступательное развитие (см. “Ъ” от 4 июля). Формальным объяснением стало достижение АПК РФ многих целей, установленных Доктриной продбезопасности. Именно о них говорила замглавы Минсельхоза Елена Фастова, анонсируя отказ от стимулирования сектора.
Теперь же «целью объединения субсидий является консолидация финансовых источников, упрощающая администрирование государственной поддержки в субъектах», пояснили “Ъ” в Минсельхозе.
Ресурсов программы ее корректировка не затронула, но снижения эффективности расходования бюджетных средств отказ от стимулирования роста сектора, видимо, не вызовет: фактически предназначенные для этого деньги можно будет потратить на покрытие производителям дополнительных издержек из-за санкций. Расходы аграриев ускоренно растут после начала военной операции РФ на Украине, например, из-за разрыва отношений иностранных поставщиков сельхозтехники и запчастей к ней с российским бизнесом (см. “Ъ” от 7 февраля), а также продолжающейся перестройки логистики.