Непогода нынче в штрафах
Водителей оштрафуют за нарушение временных ограничений скорости на информационных табло
Минтранс планирует усилить роль «динамических информационных табло» и «знаков переменной информации». Как правило, они вводят временное ограничение скорости на дороге при ухудшении погоды. Сейчас нарушение подобных предписаний не приводит к штрафу водителя, но Минтранс намерен это изменить. Ведомство заложило такое нововведение в проект постановления правительства, которое устанавливает требования к дорожным камерам.
В пятницу вечером Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства, который впервые вводит «правила размещения стационарных, передвижных или мобильных средств фиксации нарушений ПДД». Необходимость таких правил предусмотрена объемным федеральным законом №197, вступающим в силу 1 сентября 2024 года (“Ъ” подробно писал о нем). Этот ФЗ устанавливает среди прочего базовые принципы применения и размещения автоматических комплексов. А в постановлении будут описаны дополнительные технические детали — например, где должны стоять предупреждающие знаки перед зоной контроля.
В первой, непубличной, версии проекта постановления (см. “Ъ” от 7 ноября) Минтранс собирался запретить устанавливать камеры, фиксирующие однотипные виды нарушений (например, превышение скорости), ближе 1 км друг к другу в населенных пунктах, а за городом — ближе 5 км. Но в опубликованном варианте этот пункт отсутствует, обратил внимание “Ъ”.
Идея состояла в том, чтобы «не доводить установку камер до абсурда», пояснил источник “Ъ”, знакомый с разработкой проекта. Но после обсуждения с экспертами решено было все же отказаться от ограничения.
В противном случае эта норма затруднила бы контроль проезжей части, к примеру, у школ, расстояние между которыми меньше километра — что случается не так уж редко. Тогда около каждого учебного заведения требовалось бы установить отдельный комплекс, говорит собеседник “Ъ”, что выглядит нецелесообразно.
Зато в документе появились нормы, которых раньше не было. Например, о ситуации, когда водитель в зоне действия камеры нарушает требования, установленные «динамическими информационными табло» или «знаками переменной информации» — чаще всего они ограничивают скорость на МКАД и крупных магистралях. Значения на табло, как правило, меняются при сильных осадках и тумане: дорожные службы могут оперативно ввести на автомагистрали ограничение скорости — к примеру, до 60 км/ч.
Но сейчас штрафы за нарушение требований, указанных на табло, водителям не приходят: ГИБДД ориентируется только на постоянные знаки. После принятия постановления (не исключено, что потребуются также поправки к ПДД) водителей все же начнут штрафовать.
В документе оговаривается, что для формирования доказательной базы на фотографии к «письму счастья» должны быть отчетливо видны знак или табло, а также ограничение, которое на нем выставлено.
Водители обязаны соблюдать требования всех указателей, говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько, но в действующих ПДД не раскрывается, что конкретно представляют собой «динамические информационные табло» и «знаки переменной информации». «Поэтому непонятно, нарушение какого пункта ПДД будет вменяться в таких случаях,— говорит эксперт.— Предположу, что речь идет о превышении лимита скорости, установленного на данном участке дороги. Для соблюдения принципа презумпции невиновности в таких постановлениях надо будет точно указывать, когда и как именно до водителя доводилась информация об изменении скоростного режима. Сформировать доказательную базу будет непросто». «Сегодня никто не воспринимает подобные табло в качестве обязательных,— добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.— Кроме того, многие указания табло на скорости просто не считываются — часто на них высвечивается реклама, и водители туда не смотрят».
С точки зрения ПДД табло — обычный знак, считает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. Введение особых требований к фотоматериалам господин Шухман поддерживает. «Конечно, остается небольшая вероятность ситуации, когда знак переменной информации переключится за долю секунды уже после фиксации проезда авто. Практика покажет, будет ли такое происходить в реальной жизни»,— размышляет он. Отказ Минтранса от нормы, регулирующей частоту установки камер, эксперт считает ожидаемым: «С самого начала было понятно, что в городах соблюдать это правило невозможно при текущей политике регионов по установлению тотального контроля над движением, стоянкой и парковкой».
Остальные нормы проекта остались теми же, что и в прежней редакции.
Дорожные службы, к примеру, должны будут устанавливать знаки и светофоры так, чтобы объекты инфраструктуры (опоры и т. д.) их не закрывали от взгляда водителя. В случае применения передвижной камеры за пределами города ее зона контроля может обозначаться знаками или информационными щитами. Их будут размещать на расстоянии 150–300 м перед зоной контроля — так, чтобы водители видели их на любой полосе движения с расстояния не менее 100 м.
Проект постановления допускает установку камер в тех местах, где ранее уже произошло несколько аварий с пострадавшими или погибшими, обращают внимание в ассоциации ОКО (объединяет производителей и операторов камер). А вот на тех участках, где, к примеру, было всего одно ДТП с раненым или несколько мелких без пострадавших, установка комплекса формально запрещается — хотя очевидно, что это нужно для профилактики, подчеркивают в организации. Изменения, отмечают в ОКО, нужно вносить как в проект постановления, так и в сам закон. Также, по мнению организации, в «зону правовой неопределенности» попадают так называемые носимые средства фотовидеофиксации (к примеру, планшеты, используемые в Москве инспекторами АМПП) — в действующей редакции постановления упоминаются лишь «мобильные» комплексы, которые должны быть смонтированы на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении (типа «паркона»).