Суриков и суриковская школа

С 30 ноября 2023 года по 13 мая 2024 года в Русском музее при поддержке банка ВТБ работает выставка В. И. Сурикова, посвященная 175-летию живописца истории России. В новой экспозиции представлено более 120 произведений живописи и графики из собственного собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также из Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова и Музея-усадьбы В. И. Сурикова. В серии материалов мы знакомим с жизнью и творчеством Василия Ивановича Сурикова, а также с его влиянием на культурную жизнь Сибири.

Фото: предоставлено администрацией детской художественной школы №1 им. В.И. Сурикова

Императорская академия несколько раз приглашала Василия Ивановича Сурикова в качестве преподавателя, и каждый раз его ответ был отрицательным. Но он никогда не отказывал в консультации начинающим художникам, которые обращались к нему за советом как в Москве, так и в Красноярске. Поэтому, встречая выражение «ученик Сурикова» или «суриковская школа», стоит помнить об этих фактах. Тем не менее, участие Василия Ивановича в становлении художественного образования Сибири бесспорно. Ошибки и неудачи абитуриента Сурикова могли послужить личной причиной, по которой академик Суриков помог открытию рисовальной школы в Красноярске (ее изначально открыли в здании Купеческого собрания — своеобразный аналог современного бизнес-центра). «Все мы вышли из суриковской завозни», — говорили советские художники Красноярска, и в нашем новом материале совместно с «ВТБ — России» мы расскажем, почему.

Активное содействие В. И. Сурикова открытию художественной школы в Красноярске — факт общепризнанный и известный. Но в архивах сохранились документы, открывающие предысторию этого начинания, не связанную с нашим великим земляком. Письмо енисейского губернатора Леонида Константиновича Теляковского, адресованное красноярскому мещанскому старосте в октябре 1894 года, содержит убедительную аргументацию в пользу нового учебного заведения: «Прибыв в 1890 г. для управления Енисейской губернией, я… обратил внимание на то, что ни в г. Красноярске, ни вообще в губернии не имелось школы рисования, как в других местностях империи, где подобные заведения признаются весьма полезными и получают широкое развитие. Известно, что рисовальные школы полезны для местного ремесленного населения, давая ему возможность изучать искусство черчения и рисования, развить в себе художественный вкус и прилагать затем приобретенные познания к своим работам... Видя со своей стороны, что попытка завести здесь школу рисования, как средство к достижению указанного выше стремления к улучшению и развитию ремесел, в значительной степени тормозится неимением соответствующего помещения, я прихожу к заключению, что Вы, милостивый государь, как мещанский староста, сами заинтересованные в скорейшем осуществлении школы, могли бы оказать своим общественникам весьма важную услугу, найдя требуемое для школы помещение». Губернатор, при котором через Енисейскую губернию прошла Транссибирская магистраль, построены железнодорожные мастерские и были решены социальные проблемы быстро выросшего населения, в благородном начинании открытия рисовальной школы, увы, не нашел поддержки у красноярцев. И только через 15 лет его аргументы обрели актуальность.

Юрий Левченко, старший вице-президент банка ВТБ:
«Русский музей как самое крупное собрание русского искусства в мире для нас всегда имел особое значение. Нас связывают партнерские отношения уже 21 год. За это время банк поддержал около 25 проектов, которые всегда проходили с большим успехом. Уверен, что новая выставка не станет исключением. Это редкая возможность увидеть все работы Сурикова, знакомые с детства из школьных учебников. Ценность проекта еще и в том, что здесь представлены не только большие эпические полотна, но и портреты, графика, впечатления от путешествий художника. Очень здорово, что музей сумел представить Сурикова в таком полном объеме».


В октябре 1909 года в Красноярске состоялось заседание училищной комиссии городской управы, на котором присутствовал Василий Иванович Суриков. При содействии академика живописи комиссия подготовила доклад, в котором говорилось, что «давно ощущается в Красноярске потребность в учебном заведении, которое давало бы желающим возможность усовершенствоваться в графических искусствах или развивать в себе способность к художественному образованию, не заглушая природного дарования». Итогом этого судьбоносного собрания стало решение об открытии рисовальной школы для детей и взрослых на 50 человек с четырехгодичным курсом обучения. Обучение предполагалось на платной основе, особо талантливые или неимущие ученики могли обучаться бесплатно. Чтобы получить финансирование Городской думы, в школе планировалось обучение черчению, которое было востребовано вследствие технического прогресса (о чем писал 15 лет назад губернатор Теляковский). И в 1910 году Дума ассигновала на это благородное дело 695 рублей. Но и эта сумма не покрывала всех расходов, поэтому был организован попечительский совет и объявлен сбор средств в пользу школы.

Фото: site.krasarh.ru

Фандрайзинг удался: на третьем этаже Купеческого собрания подготовили два класса, а из соседнего здания театра провели электричество. 27 января 1910 года школа была открыта. Занятие проходили по вечерам в будни и с полудня до трех часов дня по выходным. Первым директором школы был назначен Леонид Александрович Чернышев — талантливый архитектор, автор проекта Купеческого собрания. Из писем Сурикова: «Чернышев много интересных домов понастроил в Красноярске, так что вид у него стал другой теперь». У Леонида Александровича и Василия Ивановича были общие увлечения: «Чернышев приходит иногда с гитарой, и мы в две наяриваем». Советом Императорской Академии художеств была одобрена учебная программа для новой школы, основанная на традициях русского реалистического искусства и академического образования. Программу разработал первый преподаватель школы Дмитрий Иннокентьевич Каратанов. С его отцом Суриков был знаком по приискам Кузнецовых, а во время визитов в Красноярск Дима бывал в мастерской Сурикова, где постигал азы рисования: «Сначала — общее, а потом — частное»,— говорил он». Именно эти слова Сурикова, сказанные Каратанову на рубеже 19 и 20 веков, звучат и в наши дни в классах рисования. Дошли до наших дней и гипсовые слепки и другие учебные пособия, которые академик живописи В. И. Суриков прислал в Красноярск из Петербурга. Именно на рисунках «гипсов», которые он видел впервые в жизни, потерпел первую неудачу абитуриент Суриков. Приезжая в Красноярск, Василий Иванович интересовался жизнью школы: знакомился с успехами учеников, консультировал педагогов. Так продолжалось до 1916 года, последующие исторические перемены надолго остановили художественное образование в Красноярске.

Здание школы, первая половина XX века

Фото: предоставлено администрацией детской художественной школы №1 им. В.И. Сурикова

С течением времени школа на несколько десятилетий переместилась в каретный сарай усадьбы Суриковых — ту самую «суриковскую завозню», о которой мы упомянули в начале статьи. Отсутствие былого комфорта компенсировал дух места: символично постигать искусство рисунка, живописи и скульптуры в той географической точке, откуда молодой Суриков уехал в Академию художеств, а спустя годы написал свою самую жизнеутверждающую картину. Кроме того, здесь же находился Союз художников, проходили выставкомы. «Мы искренне радовались, — вспоминает выпускник школы, народный художник РФ, академик живописи Валерьян Сергин, — когда работы наших учителей проходили на ту или другую выставку». Известные красноярские художники того времени получили базовое художественное образование именно в стенах «суриковской завозни». Это образное выражение характеризует и творческий метод экспрессивного письма сибирских живописцев, и их интерес к многофигурным историческим композициям.

Фото: предоставлено администрацией детской художественной школы №1 им. В.И. Сурикова

В мае 1941 года Союз художников выступил с инициативой присвоения имени В. И. Сурикова Красноярской школе живописи, но осуществилось это только в 1946 году, после Великой Отечественной войны. Впоследствии «художка» переехала на пару кварталов, сменив адрес на Ленина, 116. Совпадение или закономерность, но сквер В. И. Сурикова со скульптурным бюстом живописца в центре маленькой уютной площади находится здесь же, через дорогу. В 1983 году школа обрела новый адрес — Ленина, 79 — здание бывшего уездного училища, которое окончил Вася Суриков. В этом историческом здании Детская художественная школа № 1 имени В. И. Сурикова работает и в наши дни, каждый день распахивая двери перед юными талантами.

Мария Казаченко, директор школы им. В.И. Сурикова:

«красноярская Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова хорошо известна своим высоким уровнем подготовки учеников к поступлению в различные учебные заведения. До 1958 года эта школа была единственным учебным заведением Красноярска, в котором можно было получить базовое художественное образование. Высокое качество подготовки иллюстрирует тот факт, что некоторые красноярские художники эпохи СССР составили гордость культуры Сибири, имея за плечами только «суриковскую школу». О выпускниках нашей школы можно написать огромный искусствоведческий труд, но здесь только в общих чертах и крупными мазками обозначу круг имен этих художников. Первый выпуск 1912 года дал искусству Сибири живописцев, скульпторов и графиков, известных за пределами Красноярска: Георгий Лавров, Алексей Вощакин, Александр Ефремов, Ксения Матвеева (к слову, внучка мецената Петра Кузнецова), Георгий Троицкий. Самым выдающимся был Андрей Лекаренко как педагог и художник, много сделавший для развития красноярского искусства с 1920 по 1970 год. В 1930–1950-е годы школа оставалась единственным профессиональным учебным заведением в области изобразительного искусства. Такие ее выпускники, как Яков Еселевич, Тамара Мирошкина, Михаил Мишарин, Юрий Худоногов, составили ядро Союза художников в Красноярске. Школу окончили живописцы Андрей Поздеев, Валерьян Сергин, Виктор Белинский, Гертруд Лейзаренко, Борис Белый, Евгений Шепелевич, скульптор Владимир Зеленов, мастер художественного стекла Александр Москвитин, график Николай Сальников и многие другие хорошие художники. С 1947 по 1957 год директором был известный красноярский искусствовед Иван Максимович Давыденко. Когда в Красноярске в 1958 году открылось художественное училище, его первыми студентами стали в основном выпускники суриковской школы — Владимир Капелько, Геннадий Горенский, Александр Шуков, Антон Довнар и другие.

Рисунки юных художников ДХШ № 1 им. В. И. Сурикова с успехом экспонировались в Германии, Чехословакии, Польше, Монголии, США, Индии, Болгарии, Македонии, Украине, Ираке, Ливане, Сомали, Филиппинах, на всемирных выставках детского рисунка. Своего рода фирменный стиль школы – изучение жизни и творчества Василия Ивановича Сурикова. Это не только посещение музеев, но и детально разработанная программа с творческим конкурсом в финале. А гипсовые учебные пособия, которые отправил в Красноярск Василий Иванович, сегодня продолжают служить по назначению в натурном фонде суриковской школы».

29 апреля 1957 года бюро Красноярского краевого комитета КПСС и исполнительный комитет Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся приняли совместное постановление «Об организации в г. Красноярске художественного училища», чтобы восполнить существовавший в регионе кадровый дефицит художников, педагогов, театральных декораторов и оформителей. В 1958 году в Красноярске открылось художественное училище имени Василия Ивановича Сурикова. Так в Красноярске появилась вторая ступень профессионального образования в сфере изобразительного искусства. Закономерно, что первыми студентами училища стали в основном выпускники суриковской школы. Под руководством своих педагогов студенты учились следовать традициям русской реалистической школы. С самого начала своего существования и поныне в образовательном процессе Красноярское училище остается верным суриковским традициям, ориентировано на высочайшие образцы русского изобразительного искусства. Сегодня Красноярское художественное училище (техникум) им. В. И. Сурикова — одно из ведущих творческих учебных заведений среднего профессионального художественного образования в стране. Доказательством тому служат результаты рейтингов всероссийских выставок дипломных проектов студентов художественных училищ России, на которых проекты выпускников нашего училища были признаны одними из лучших.

В том же 1958 году (в год 110-летия В. И. Сурикова) произошло сразу несколько событий, особенно важных для культурной жизни Красноярска. На проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» была торжественно открыта Красноярская художественная галерея — первый настоящий выставочный зал. Было закончено строительство Дома художника по пр. Мира, 56, с мастерскими и выставочными залами, в которых и сегодня размещаются все самые значительные экспозиции краевой творческой организации.

Третья ступень системы профессионального художественного образования появилась на родине Сурикова в 1978 году. Высшее образование в сфере изобразительного искусства до 1987 года можно было получить на художественном факультете Красноярского государственного института искусств. В 1987 году Красноярский художественный институт обрел самостоятельность, а его успех составили яркие педагоги-художники, приехавшие в Красноярск из разных регионов страны и представляющие разные национальные школы. Первые студенты института — не менее колоритные личности, многие из которых были ровесниками педагогов. Этот микс дал мощный созидательный импульс, и красноярская региональная школа обрела свои характерные черты. Основной целью Красноярского государственного художественного института была подготовка профессиональных художников для территорий Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, северных территорий. Институт имел два факультета: академический и декоративно-прикладного искусства. Обучение велось по шести специальностям: живопись, графика, скульптура, художественная керамика, дизайн рекламно-графический, искусство интерьера, средовой дизайн. Красноярский государственный художественный институт как самостоятельная образовательная организация осуществлял активную деятельность до 2017 года, подарив стране не одно поколение талантливых художников и педагогов. В настоящее время художественный институт входит в состав СГИИ им. Д. Хворостовского.

В том же 1987 году в Красноярске было создано Региональное отделение Российской академии художеств «Урал, Сибирь и Дальний Восток», а при нем открылись творческие мастерские живописи, скульптуры и графики. Статус творческих мастерских можно приравнять к аспирантуре — таким образом, четвертая ступень художественного образования, до этого времени представленная только в Москве и Санкт-Петербурге, появилась в центре Сибири. Открытие творческих мастерских было приурочено к 140-летию со дня рождения В. И. Сурикова. Это особая образовательная институция, где на три года молодые художники получают возможность самостоятельной творческой работы, занимаясь избранной темой. Руководители творческих мастерских по направлениям живописи, графики и скульптуры курируют эти творческие работы.

Изобразительное искусство Сибири сегодня — яркое и многогранное явление в культурном ландшафте России. И каждый художник оставляет свой след разной глубины и масштаба.

Материал подготовила искусствовед Юлия Петунина